Форум Индейцев Белгородчины

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Чероки

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

История чероки

Lee Sulzman "Cherokee History", 1996 год. Перевод weshki'

Часть первая

Местоположение

Исконное:

Южные Аппалачи. Включая западную часть Северной и Южной Каролины, северную Джорджию и Алабаму, юго-западную Вирджинию и бассейн реки Камберленд в Теннесси, Кентукки и северной Алабаме.

Нынешнее:

Разбросаны по Соединенным Штатам, но сконцентрированны в восточной Оклахоме. Восточные чероки до сих пор сохраняют свою резервацию на востоке Северной Каролины. Нация Северных Чероки Территории Старой Луизианы имеет почти 12,000 членов и признана штатом Миссури *. Другие группы чероки, такие как Чероки Северной Алабамы с 2,500 членов проживают в Арканзасе, Джорджии и Алабаме, но в настоящий момент не имеют федерального признания **.



Примечания.

* Соединенные Штаты признают не племена по этническому признаку, а отдельные группы из которых состоят племена по территориальному. Каждая группа внутри племени имеет (или не имеет) собственный федеральный статус, резервацию и т.п. и рассматривается государством как совершенно отдельная.

** От федерального признания зависит получение государственных субсидий, дотации на образование и т.п.

Население

Европейские эпидемии, завезенные в юго-восточные штаты США в 1540 году экспедицией Десото по подсчетам убили по меньшей мере 75% коренного местного населения. Как сильно пострадали от этого чероки неизвестно, но их численость в 1674 году составляла около 50,000 человек. Серия эпидемий оспы (1729, 1738 и 1753) сократила эту цифру на половину, и численность в 25,000 человек оставалась довольно стабильной вплоть до их переселения в Оклахому в течение 1830х годов. Следующей катастрофой стала Гражданская война, которая стоила чероки 25% населения. Ни одна другая группа населения, красная или белая не пострадала так сильно во время этого конфликта. Перепись 1990 года выявила 308,132 человека (15,000 чистокровных), которые считали себя чероки. 95,435 из них были сконцентрированы в восточной Оклахоме, тогда как 10,114 восточных чероки жили в или рядом с резервацией в Северной Каролине. Правительство племени чероки имеет довольно либеральные стандарты членства в племени, и некоторые подсчеты достигают 370,000 человек, что может сделать чероки крупнейшей группой коренных американцев в Соединенных Штатах.

Название

Наиболее известное название - чероки, происходит от слова племени крик «челоки», означающего «люди другой речи». На своем собственном языке чероки исконно называли себя «аниюнвия» или «аннияя» - «главные люди» или «китува» («аникитуаги», «аникитуваги») - «люди Китува». Хотя они обычно соглашаются на название чероки, многие предпочитают «тсалаги» от их собственного названия Нации Чероки (Тсалаги Айили). Другие названия, относившиеся к чероки: аллегхени или аллегеви, таллигеви (дэлавер), баниатхо (арапахо), каакси, или каяки (оседж и канса), чалакуе (испанцы), чилукки, «собачьи люди» (чокто и чикасо), энтарироннен, «горные люди» (гурон), гатохуа (крик), киттува или катова (алгонкин), матера или мантеран («выходящие из земли») (катауба), нация ду Чин (французы), очиетарироннон (вайандот), оятагеронон или ояуда, уватайоронон, «пещерные люди» (ирокезы), шанаки (каддо), шаннакиак (фокс), тчайке (тонкава) и тчерокиеко (уичита).

Язык

Ирокезский, но чероки значительно отличается от остальных ирокезских языков.

Суб-племена

Чероки были разделены на три субнации, в зависимости от места и диалекта (от востока к западу): нижние, средние и загорные.

Другие отдаленные группы:

атали, чикамауга, этали, оннонтиогг и куалиа.

На данный момент федеральное признание имеют три группы чероки:

Нация Чероки Оклахомы, Объединенная Группа Индейцев Чероки Китува (Оклахома), и Восточная Группа Индейцев Чероки (Северная Каролина). Эчота Чероки признаны только штатом Алабама.

Поселения

Цифра, следующая за названием, обозначает количество мест с одинаковым названием.

Нижние поселения:

Эчота, Эстатои (2), Кетоуи (2), Кулсетсии (или Шугартаун) (3), Окони, Куалатчи (2), Томасси (2), Токсауэй, Тугалу, Устанали (6).

Средние поселения:

Коуи, Коуиши, Эллиджай (4), Итсейи (3), Джоре, Китува, Наньяхала, Нукасси, Стикайи (3), Тауси, Теканитли, Тессунти, Тикалеясуни, Ватауга (2), Юнсауи.

Загорные поселения:

Чатуга (3), Чилхоуи, Котоканахут, Эчота (5), Хивасси (2), Натухли, Найухи (4), Стикиту, Тахласи, Таллула (2), Тамахли (2), Теллико (4), Теннесси (2), Токуо, Тсияхи (3), Устанали.

Другие поселения по их местоположению *:

Агуакуири, Амахьяски, Амакалали, Амохи, Анисгайайи (NC), Ануйи, Акуохи (NC), Аракучи, Атсинийи, Аумучи, Айахлийи, Биг-айленд (TN), Бриртаун (NC), Брумтаун, Браунс Виллидж, Буффало Фиш, Кунуга (2) (NC/SC), Кататога (NC), Чаги (SC), Чаттануга (TN), Чисохеха (SC), Чивасе (TN), Чичерохе (GA), Чикамауга (TN), Кониска, Кононторой, Коноросс (SC), Куискуи, Койати (TN), Крэйфиш Таун (GA), Крик Пас (AL), Кроумокер (AL), Кроу Таун (AL), Куклон, Кусавати (GA), Дуластуньи (NC), Дуставалуньи (NC), Экочи (GA), Элакулси (GA), Этова (Хай Тауер Форкс) (2) (GA), Эуфорси, Файтингтаун (GA), Фрогтаун (GA), Гуасули, Гулануйи, Густи (TN), Гуалгахи (Гухланийи) (натчез) (NC), Халфуэй Таун (TN), Хэмптон (GA), Хикори Лог (GA), Икутикунахита (GA), Айви Лог (GA), Джонстаун (GA), Калануньи (NC), Канастуньи (NC), Кансаки (4) (NC/GA/TN), Кануталухи (GA), Кавануньи (TN), Кухлахи (GA), Кулахуйи (GA), Лизервуд (GA), Лонг Айленд (TN), Лукаут Маунтин (GA), Нагучи (GA), Нанатлунгуньи (TN), Никаджэк (TN), Ниове, Ноеве, Нове, Нунуньи (NC), Окое (TN), Оконалуфти (NC), Олагатоно, Олтева (TN), Отчалога (GA), Пэйнт Таун (NC), Пайн Лог (GA), Куакошатчи (SC), Куалла (NC), Куануси, Куанахакуи, Рэббит Трэп (GA), Рэд Бэнк (GA), Рэд Клэй (NC), Раннинг Уотер (TN), Сагуахи, Сандерстаун (AL), Селиквайи (GA), Сенека (SC), Сетси (NC), Скеинах (Дэвил Таун) (GA), Сокуи (GA), Спайк Бактаун (Спайк Таун) (NC), Спринг Плэйс (GA), Стэндинг Пич Три (GA), Сунани (GA), Сутали (GA), Тагвахи (3) (TN/NC), Таквашнау, Талахи, Таланийи (GA), Толкинг Рок (GA), Танаскуиi, Тасетси (GA), Таскиги (3) (TN/NC), Тауситу, Тиквалитси (NC), Тланусуйи (NC), Токакс, Торсалла, Трисенти, Тсилалухи (GA), Тсисквахи (NC), Тсистетсийи (TN), Тсистуйи (TN), Тсудинунтийи (NC), Тучаричи, Тукасиги (2) (NC/GA), Торкейтаун (AL), Ткрниптаун (NC), Тёртлтаун (GA), Тускуиттах (NC), Ту ранс (GA), Устисти, Вэллейтаун (NC), Вахьяхи (NC), Васаса (AL) и Уиллстаун (AL).



Примечания.

* AL - Алабама; GA - Джорджия; NC - Северная Каролина; SC - Южная Каролина; TN - Теннесси.

Культура

Согласно некоторым данным, да прихода европейцев чероки были вынуждены мигрировать к южным Аппалачам с северо-запада, после того, как они потерпели поражение от ирокезов или дэлавер. Некоторые традиции дэлавер также подтверждают эту версию, но ирокезы не помнят о подобном конфликте. Хотя, вероятно, под этим есть какое-то историческое основание, трудно представить, что такое большое и могущественное племя, как чероки, могло быть принуждено мигрировать куда-либо. Однако возможно, что они уступили часть территорий на севере саскуеханнок, эри или дэлавер. Принимая во внимание отличие их языка от других ирокезских языков, чероки, скорее всего, были удаленной группой в течение значительного периода времени. Кажется наиболее вероятным, что они заселили свою горную родину задолго да прибытия европейцев.

Ко времени контакта чероки были оседлым земледельческим народом, проживая приблизительно в 200 достаточно больших деревнях. Типичный город чероки состоял из 30-60 домов и большого дома советов. Дома обычно были плетеными мазанками - округлые рамы, переплетеные ветвями (как перевернутая корзина) и обмазанные грязью. Внутреннее устройство было частично утоплено в землю. В более поздние времена обычными стали бревенчатые избы (с одной дверью и дымовым отверстием в покрытой корой крыше). Большие дома советов часто располагались на курганах более ранней миссиссипской культуры, хотя сами чероки не строили курганы в течение исторического периода. Использовавшиеся для советов, главных собраний и религиозных церемоний, дома советов также были местом священного огня, который чероки постоянно поддерживали с незапамятных времен *.

Как и у других ирокезских народов, родство и принадлежность к семи матрилинейным кланам определялась по матери, хотя роль женщин никогда не достигала той важности, какая придавалась ей у Конфедерации Ирокезов в Нью Йорке. В большинстве случаев чероки больше походили на крик и другие юго-восточные племена, включая празднование Баска, или Праздника Зеленой Кукурузы. Земледелие сильно зависело от «трех сестер» (кукурузы, бобов и тыквенных), и дополнялось охотой и собирательством диких плодов. Деревни чероки были в большой степени независимы в повседневных вопросах, все племя собиралось вместе только для проведения церемоний и во время войн. Власть распределялась в зависимости от обстоятельств: "красные" вожди правили в военное время, а "белые" - в мирное.

Чероки были единственным ирокезоговорящим членом Пяти Цивилизованных Племен юго-востока Соединенных Штатов **. Хотя трудно понять, какие привилегии при заключении договоров они получили из-за того, что были названы «цивилизованными», их успехи были заметны и достигались, в основном, их собственными усилиями. В течение 1800х годов чероки переформировали свое правительство под написанную конституцию. Они основали собственные суды и школы, и достигли такого уровня жизни, который стал предметом зависти их белых соседей. Особенно замечательным было изобретение письменности Секвойей (Джордж Гист) в 1821 году. Используя собственный алфавит из 86 букв, в течение последующих нескольких лет почти вся нация чероки стала грамотной. Газета чероки «Феникс» начала издаваться на языке чероки в 1828 году. Выдающихся чероки слишком много, чтобы перечислить их всех, стоит отметить сенатора Роберта Оуэна и Уилла Роджерса. Несмотря на все лишения, уровень образованности и уровень жизни чероки один из самых высоких среди коренных американских племен.



Примечания.

* По традиции этот огонь дал им бог при их появлении, с тех пор его поддерживают и не дают погаснуть.

** Пять Цивилизованных Племен - чикасо, чероки, чокто, крик, семинолы.

История

Считается, что первыми европейцами, встретившими в 1540 году «чалакуе» на реке Теннесси, была экспедиция Десото. Пардо снова посетил регион в 1566 году, и испанцы содержали небольшие копи и плавильни в районе до 1690 года. Местоположение чероки во внутренних горных районах позволяло им находиться в относительной изоляции до 1609 года, когда было основано поселение Вирджиния. К 1629 году английские торговцы продвинулись на запад в Аппалачи и повстречали чероки. С образованием колоний Каролины, контакты стали постоянными. Вирджинец Абрахам Вуд безуспешно пытался создать свою торговую монополию с чероки, послав двух людей, Джеймса Нидхема и Гэбриела Артура в столицу загорных чероки Эчоту в 1673 году, но в следующем году группа чероки встретилась с конкурирующими торговцами Каролины в верхнем течении реки Саванна. В 1684 году последовал договор с Южной Каролиной, открывший постоянную торговлю оленьими шкурами и индейскими рабами. Хотя контакты ограничивались только белыми торговцами, в результате с чероки стали происходить важные изменения. Власть сместилась от жрецов к воином, и воины стали охотниками за удачей.

Возросшая зависимость от поставляемых товаров заставила чероки выступать в роли союзников британцев в войнах с французами и испанцами в течение 1689 - 1763 годов. Отношения чероки с соседями до контакта с европецами не всегда были дружескими. Они нападали на испанские поселения во Флориде в 1673 году и воевали с прибрежными племенами обеих Каролин, но европейская торговля и конкуренция усилили это соперничество и дестабилизировали регион. К 1680 году большинство племен получило свое первое огнестрельное оружие и чероки укрепили свои большие деревни. На востоке разгорелась неутихающая война с катауба, за ней последовало возрастающее напряжение с крик и чокто на юге. На западе была традиционная вражда с чикасо (также британскими союзниками). На севере борьба между французами, голландцами и англичанами за торговлю пушниной породила Бобровые Войны и период завоеваний Конфедерации Ирокезов, которые распространились на территорию Великих Озер и долину Огайо.

В 1660 году большая группа шауни была оттеснена ирокезами на юг. Чероки позволили одной части поселиться в Южной Каролине и послужить барьером между ними и катауба. Другим шауни разрешили жить в бассейне реки Камберленд в Теннесси со сходной целью против чикасо. Но это корыстное гостеприимство принесло чероки только беды. Ирокезы никогда не забывали врагов, и присутствие шауни привело их на юг для атак и на шауни, и на чероки. Кроме того, шауни стали опасны. В 1692 году, пока воины чероки отсутствовали во время зимней охоты, шауни напали и разрушили главную деревню чероки, чтобы захватить рабов для торговли с англичанами. Хотя оба племени имели общих врагов (ирокезов, катауба и чикасо), это предательство разрушило доверие и дружбу, существовавшие между чероки и шауни. На следующий год делегация чероки посетила Чарльстаун, требуя больше оружия для борьбы со своими врагами. Ситуация к 1705 году стала настолько опасна, что Северная Каролина попросила Южную сократить торговлю кореными американскими рабами перед лицом возможного массового восстания.

В самом деле, война между союзниками и торговыми партнерами не соответствовала интересам британцев, поэтому они стремились установить мир между чероки и ирокезами, который в конце концов и был достигнут в 1706 году. Эта передышка позволила воинам чероки в 1708м присоединиться к катауба и алибаму для нападения на мобайл в южном Миссиссипи, которые были посредниками в торговле с новыми французкими постами в регионе. 300 чероки также помогали армии Южной Каролины под руководством полковника Джеймса Мура бороться с тускарора в 1713 году, однако во время главного восстания против Каролин в 1715, некоторые нижние чероки присоединились к ямаси. Мирные отношения позже были восстановлены, и чероки получили большое количество ружей и амуниции в обмен на свою лояльность. Однако, мир с ирокезами рухнул, когда Конфедерация попыталась через Договорную Цепь * распространить свою власть на чероки. Когда чероки отказались принять требования ирокезов, нападения возобновились.

Так и не забыв о предательстве шауни в 1692 году, чероки решили избавиться от нежеланных более гостей. Чтобы осуществить этот план, они объединились с чикасо (врагами со схожими чувствами к шауни) и нанесли в 1715 году главное поражение шауни, жившими в бассейне реки Камберленд. Альянс с чикасо и война с шауни привлекли к чероки внимание французов и их союзников алгонкинов севернее реки Огайо. Итогом стал постоянный поток военных отрядов, направляемых на юг против чероки. Чероки оказались в двойственном положении, воюя одновременно и против про-британских ирокезов и против про-французких алгонкинов, но они стояли на своем, несмотря на опустошительные эпидемии оспы в 1738 и 1753 годах, которые убили почти половину их населения. Эпидемии оказались катастрофическими и для жрецов чероки, которые, не сумев справиться с болезнью, потеряли большую часть оставшегося влияния. Второй альянс с чикасо, в 1745 году, заставил оставшихся шауни уйти через реку Огайо на север, а затем в 1750 году привел к победе над союзниками французов чокто.

Между тем, в 1721 году был подписан договор, регулировавший торговлю и определявший границы между чероки и британскими поселениями, который считается первой уступкой земель чероки. Несмотря на соглашение, поселения из Каролин быстро вторгались на территорию нижних чероки восточнее Аппалачей, что побуждало чероки обратить свое вниамние на французов. Это стало возможным после установления мира между форанцузами и алибаму и постройки торгового поста форт Тулуз около Монтгомери в Алабаме в 1717 году. Французы также добрались до загорных чероки, следуя вверх по течению реки Камберленд от ее устья около Огайо. Однако чикасо по-прежнему делали путешествия французов по реке Теннесси более чем опасными. Вся эта торговля могла бы легко связать чероки с французами, если бы последние могли конкурировать с британцами, но они не могли. Французкие товары были в основном низкого качества и дороже британских, к тому же британцы преобладали на море и блокировали Канаду во время войн (война короля Георга 1744-48), останавливая поставки.

Но наиболее важным было то, что британцы ценили свой альянс с чероки и прилагали немалые усилия для его поддержания. Полковник Джордж Чикен был послан британским правительством в 1725 году урегулировать торговлю чероки и предотвратить их возможное объединение с французами. За ним последовал сэр Александер Каминг, посетивший главные города чероки и уговоривший их выбрать одного вождя, который представлял бы чероки среди британцев. Каминг даже сопровождал делегацию чероки в Англию на аудиенцию с Георгом II. По договору, подписанному в Чарльстауне в 1743 году, чероки не только заключали мир с катауба, но и обещали торговать только с британцами. Двумя годами позже чероки заключили мир с вайандот (важными союзниками французов к северу от Огайо), но только для того, чтобы узнать, что вайандот и другие французкие союзники тайно организовали заговор, чтобы освободиться от торговой монополии французов. В этот момент чероки поняли, что французы для них не выгоднее британцев. С разрешением французам построить торговый пост на их территории, чероки были ближе чем когда-либо к смене позиций. Однако британцы все еще серьезно сомневались в лояльности чероки.

Вынужденные искать новые земли, чтобы компенсировать растущую потерю территорий из-за белых поселений, чероки и крик были почти обязаны начать войну друг с другом (1752-55). На карту был поставлен контроль над охотничьими территориями в северной Джорджии, которые эти два племени прежде разделяли. В решающей битве у Таливы (1755) победителями вышли чероки и приобретенные территории, возможно, позволили им поддержать британцев в начавшейся Франко-Индейской войне (1755-63). Хотя чероки подписали договор в 1754 году, подтверждающий их союз и разрешающий строительство британских фортов на их территории для защиты колоний, у британцев сохранялись затянувшиеся подозрения, что они симпатизируют французам. Инциденты между чероки и белыми поселенцами в 1758 году были наспех заделаны новым договором, но в 1759м сотрудничество провалилось. Почти сотня чероки, сопровождавшая вирджинскую экспедицию против шауни в Огайо, потеряла свой провиант при переправе через реку и оказалась брошена своими белыми «союзниками». Разозленные таким отношением, чероки решили позаботиться о себе сами за счет лошадей вирджинцев и были атакованы в ответ. После убийства более 20 чероки, вирджинцы сняли с них скальпы и изуродовали тела. Позже они получили плату за скальпы.

Пока вожди чероки бросились получать возмещение за убитых, оскорбленные воины предприняли серию ответных нападений на дальние поселения. Обвиняя в происшедшем скорее происки французов, чем предательство вирджинцев, губернатор Южной Каролины Литтлтон собрал 1,100 солдат и пошел на поселения нижних чероки. Ошеломленные фактом, что британцы атакуют них, вожди нижних чероки быстро договорились о мире. Два воина, обвиненные в убийстве, были выданы для казни, а 29 вождей были отданы в качестве заложников в форт Принс Джордж, из-за подозрения британцев в их враждебных намерениях. Довольный достигнутым, Литтлтон ушел, но чероки были в бешенстве. Его армия почти достигла Чарльстауна, когда Война Чероки (1760-62) разразилась со всей яростью. Поселенцы в Лонг Кэйнс были перерезаны, а у реки Броад Ривер был сильно побит отряд ополчения. В феврале 1760 года чероки напали на форт Принс Джордж в попытке освободить заложников, убив из засады коменданта форта. Новый комендант немедленно казнил заложников и отбил атаку, Форт 96 тоже выстоял, но другим повезло меньше и война быстро перевзошла возможности Литтлтона.

Он попросил помощи у лорда Джеффри Амхерста, британского командующего в Северной Америке (презиравшего индейцев - и друзей, и врагов). С поражением францзов, всю британскую армию в Северной Америке теперь стало возможно использовать против чероки. В мае Амхерст послал в регион 1,200 шотландцев и роялистов под командованием полковника Монтгомери. Подход Монтгомери к Индейской войне заключался в следующем: не брать в плен мужчин, но не трогать женщин и детей. Война у британцев не задалась. После сожжения нескольких брошеных городов нижних чероки, Монтгомери столкнулся с засадой и поражением при попытке проникнуть влгубь земли чероки. В августе, после долгой осады, пал форт Лудон в восточном Теннесси, и его гарнизон был перебит. В начале 1761 года некомпетентного Монтгомери сменил полковник Джеймс Грант. Проигнорировав попытки чероки заключить мир, в июне Грант набрал разведчиков катауба и вскоре после этого его армия в 2,600 человек захватила 15 городов средних чероки и уничтожила продовольствие, необходимое чероки, чтобы пережить зиму. Столкнувшись с вероятностью голода, если война продолжится, чероки подписали в сентябре договор с Южной Каролиной, уступавший большинство их восточных земель Каролинам. В ноябре был подписан второй договор с Вирджинией. Чероки придерживались своей часть соглашения и не учавствовали в восстании Понтиака (1763), но пострадали в этом же году от очередной эпидемии оспы. Они все же получили некоторую выгоду от восстания, заставившего шокированое британское правительство временно остановить образование новых поселений к западу от Аппалачей. Но в течение нескольких последующих лет требования колонистов заставили британцев пересмотреть свою политику и начать переговоры с ирокезами. Уступки земли ирокезами в форте Стэнвикс (1768) открыли для поселений большие участки западнее Аппалачей. Щедрость ирокезов включала и земли в Западной Вирджинии, восточном Теннесси и Кентукки, принадлежавшие чероки, и британское правительство было вынуждено договориваться о новых границах с чероки в Хард Лаборе (1768).



Примечания.

* Ирокезы предлагали другим народам, в основном побежденным ими, вступить в их Договорную Цепь, связывавшую племя с Лигой Ирокезов договорами на неравных условиях.

Часть вторая

Так как белые поселенцы хлынули через горы, чероки еще раз попытались компенсировать потерю территорий за счет войны с соседями. На этот раз намеченной жертвой стали чикасо, но это был ошибка. Любой, кто пытался отнять что-либо у чикасо, жалел об этом, если оставался жив. После одиннадцати лет периодически вспыхивающих военных действий, война закончились главным поражением у Чикасо Олдфилдс (1769), чероки сдались и начали исследовать возможности новых союзов для сопротивления белым. И чероки, и крик посещали встречи племен Огайо в Скиоте в 1770 и 1771 годах, но не участвовали в Войне лорда Даннмора (1773-74), так как спорные территории не принадлежили им. На кануне американской революции британское правительство попыталось на спех успокоить колонистов и заключило договора с чероки, уступающие земли, уже захваченные у них белыми поселенцами. Для этого любой ценой, используя открытое взяточничество и вымогательство, были заключены: Лочаберский договор (1770) и Договор в Огасте (1773), уступавшие 2 миллиона акров в Джорджии в уплату долга белым торговцам. С той же целью, с какой ирокезы уступили Огайо в 1768, чероки попытались защитить свою родину от белых поселений, продав землю, которую они на самом деле не контролировали. В договоре в Ватанаге (1774) и в Договоре загорных чероки (Сикамор Шоалс) (1775), они продавали весь восточный и центральный Кентукки Трансильванской Земельной Компании (Купля Хендерсона).

Несмотря на тот факт, что эти соглашения были очевидным нарушением существующего британского закондательства, позже они были использованы для оправдания захвата региона американцами. Шауни также претендовали на эти земли, но естественно, с ними никто не посоветовался. После продажи ирокезами северных земель шауни в Огайо и продажи их южных земель чероки, куда должны были отправиться шауни? Не удивительно, что они остались и воевали с американцами 40 лет. И чероки и ирокезы прекрасно осозновали проблему, которую создали. Полагают, что после подписания договора, вождь чероки отвел в сторону Дэниела Буна и сказал: «Мы продали вам много прекрасной земли, но боюсь у вас будут проблемы, если вы попытаетесь там жить».

Не все чероки соблюдали эти соглашения. Куи Канакиа (Тащущий Каное) и чикамауга отказались признать их и продолжали нападать на новые поселения. С началом революции чероки получили просьбу от мохоков, шауни и оттава присоединиться к ним в борьбе против американцев, но большинство чероки решили остаться нейтральными в войне белых людей. Чикамауга, однако, воевали с американцами и образовали союз с шауни. Оба племени получали поддержку от британских индейских агентов, которые все еще жили среди них (часто с местными женами) и организовывали торговлю. В 1775 году британцы начали поставлять большое количество ружей и амуниции и предложили вознаграждение за скальпы американцев. В июле 1776 года 700 чикамауга атаковали два американских форта в Северной Каролине: Итонс Стэйшн и форт Ватауга. Оба нападения провалились, но рейды положили начало серии атак осталных чероки и верхних крик на приграничные поселения в Теннесси и Алабаме.

Собранное для ответных действий ополчение пионеров не особо старалось различать мирных чероки от враждебно настроенных, разве что заметило, что мирных было проще найти. В сентябре американцы разрушили более 36 городов чероки, убивая всех мужчин, женщин и детей, которых они могли найти. Не в состоянии оказать сопротивление, в 1777 году чероки попросили мира. Договора в ДеВиттс Корнер (май) и Лонг Айленде (или Холстонский) (июль) были подписаны под прицелом ружей и заставляли чероки отдать почти все их оставшиеся земли в Каролинах. Хотя это и принесло двухлетний мир, чикамауга остались враждебно настроены и в 1780 году возобновили свои атаки на западные поселения в Теннесси, Алабаме и Кентукки. После дальнейших боевых действий, второй Холстонский договор в Лонд Айленде (июль 1781) подтверждал уступки земель 1777 года и отдавал еще больше земель чероки.

В течение всего этого времени чикамауга воевали, но были вынуждены медленно отступать на север, пока в 1790 году не объединились с шауни в Огайо. После первых побед индейцев в Войне Маленькой Черепахи (1790-94), большинство чикамауга вернулись из Огайо на юг и поселились около реки Теннесси в центральном Теннесси и северной Алабаме. Там они получили неофициальную поддержку испанских правительств Флориды и Луизианы и начали нападать на близлежащие американские поселения. В одном из этих нападений чуть не был убит молодой юрист и земельный спекулянт из Нэшвилла Эндрю Джексон * , что может объяснить его дальнейшее отношение к чероки.

Тащущий Каное умер в 1792, но с распространением американских поселений в центральном Теннесси и западной Алабаме, начался новый виток насилия. После двух лет боев с ополченцами Теннесси, поддержка остальных чероки уменьшилась и решимость чикамауга начала ослабевать. После победы американцев у Фоллен Тимберс (1794), последняя группа чикамауга вернулась из Огайо в Теннесси. Между тем, испанское правительство решило урегулировать свои приграничные споры с Соединенными Штатами дипломатическим способом и прекратила тайную помощь чероки. После последней битвы около Масл Шоалс в Алабаме, чикамауга поняли, что не смогут остановить американцев одни. К 1794 году большие группы чикамауга пересекли Миссиссипи и поселились вместе с западными чероки в Испанском Арканзасе. Миграция завершилась к 1799 году и открытая война между чероки и американцами закончилась.

Китува (западные чероки или старые поселенцы) происходили от маленькой группы про-французких чероки, переселившихся в северный Арканзас и юго-восточный Миссури после поражения французов от британцев в 1763 году. Испанцы приняли их и дали им землю. Ближе к концу американской революции, в 1782 году, к ним присоединилась группа про-британских чероки. С миграцией чикамауга (1794-99), китува стали внушительной силой и угрозой для оседж, исконных хозяев земли. В 1803м, когда Соединенные Штаты получили контроль над регионом через покупку Луизианы, боевые действия между чероки и оседж были довольно обычны. При продолжающейся миграции, западные чероки преуспевали за счет оседж, и к 1808 году в северном Арканзасе обосновалось более 2,000 чероки.

Договор в Торки Таун (1817) был первым формальным признанием западных чероки Соединенными Штатами. По его условиям, 4,000 чероки отдавали свои земли в Теннесси в обмен на совместную с западными чероки резервацию в северо-западном Арканзасе. С этой новой миграцией в течение 1818-19 годов, численность западных чероки увеличилась до более 6,000 человек. Несмотря на это, оседж продолжали возражать против присутствия чероки, и американцам пришлось построить форты Смит (1817) и Гибсон (1824), чтобы поддерживать мир. Белые поселенцы Арканзаса вскоре потребовали депортации и чероки и оседж. В 1828 году западные чероки согласились обменять свои земли в Арканзасе на новое место в Оклахоме. Границы окончательно утвердили в 1833 году, хотя уговаривать оседж пришлось до 1835.

Между тем, родина чероки быстро таяла под наплывом американских поселенцев, что отразил ряд договоров: договор в Хоупвелле от 1785 года, договор в Холстоне от 1791 года, договор в Филадельфии от 1794 года и договора в Телико от 1798, 1804, 1805 и 1806 гг. Последняя уступка Даблхэдом (Чакуилатаг) десяти миллионов акров в 1806 году оскорбила многих чероки, что привело к его убийству людьми Мэйджор Риджа (Катунгдатлагех - "человек, идущий по вершине горы"), как предателя. Пришедшие к власти метисы Ридж и Джон Росс (Гувисгуви - голубые глаза и 1/8 чероки) решили не отдавать больше земель чероки белым и занялись привнесением серьезных культурных изменений. С уходом более традиционно настроенных чероки в Арканзас, стало возможным объединение оставшихся. Менее чем за 30 лет чероки смогли перенять культуру белых в большей степени, чем любые другие коренные американцы. К 1817 году клановая система управления была заменена на выборный совет племени. В Нью Эчота в 1825 была основана новая столица, а написанная конституция была выработана через два года после принятия конституции Соединенными Штатами.

Многие чероки стали зажиточными фермерами, живущими в комфортабельных домах, владеющими прекрасными обработанными полями и большими стадами скота. Были приглашены христианские миссионеры, Секвойя изобрел алфавит, и большинство чероки «за одну ночь» стали грамотными. Они издавали газету, основали судебную систему и построили школы. Инвентаризация владений чероки в 1826 году показала: 1,560 черных рабов, 22,000 голов скота, 7,600 лошадей, 46,000 свиней, 2,500 овец, 762 ткацких станка, 2,488 прялок, 172 повозки, 2,942 плугов, 10 лесопилок, 31 мельница, 62 кузницы, 8 машин для обработки хлопка, 18 школ и 18 паромов. Хотя бедные чероки все еще жили в простых бревенчатых избах, вождь Джон Росс владел домом стоимостью 10,000 долларов, построенным архитектором из Филадельфии. На самом деле многие чероки были более зажиточны и «цивилизованны», чем их все более завистливые белые соседи.

Хотя лидеры восточных чероки прочно удерживали независимость и землю, они считали необходимым достичь согласия с американцами. Они отвергли предложение Текумсе об объединении индейцев в 1811 году, проигнорировали призыв к войне из Ред Стик Крик в 1813 и сражались на стороне американцев во время Войны Крик (1813-14). 800 чероки под руководством Мэйджора Риджа сражались вместе с армией Джексона у Хорсшу Бенд в 1814, и в соответствии с одним свидетельством, воин чероки спас Джексону жизнь во время битвы. Если Джексон и был благодарен, то никогда этого не показывал. По договору в Форте Джексон после окончания войны (1814), Джексон потребовал огромных уступок земель и от чероки, и от крик. Как союзники, чероки должно быть были порясены таким обращением, и неохотно согласились лишь после серии из четырех договоров, подписанных в 1816 и 1817 годах.

В последствии правительство чероки еще более утвердилось в решении не уступать больше земель, но события обернулись против чероки. В 1802 году земли чероки были обещаны федеральным правительством штату Джорджия, который впоследствии отказался признать и Нацию Чероки, и ее земельные притязания. К 1822 году Джорджия давила на конгресс с целью покончить с владениями чероки в пределах ее границ. В конце концов в качестве компенсации были предложены 30,000 долларов ежегодно, но предложение было отвергнуто. В ход пошли взятки, но дело открылось, и чероки ответили изданием закона, приговаривающего к смерти любого, кто продаст землю белым без разрешения.

С избранием Джексона президентом в 1828 году, чероки столкнулись с серьезными неприятностями. В этом году на земле чероки в северной Джорджии было найдено золото, и туда ринулись золотоискатели. Еще в 1802 Томасом Джефферсоном было предложено выселение индейцев к западу от Миссиссипи, оно же было рекомендовано Джеймсом Монро в его последнем обращении к Конгрессу в 1825 году. При полной поддержке Джексона, акт о переселении индейцев был представлен Конгрессу в 1829м. Там он встретил серьезное сопротивление сенаторов Дэниела Уэбстера и Генри Клэя, которые смогли задержать его прохождение до 1830 года. Между тем Джексон отказался от соблюдения договоров, защищающих земли чероки от вторжения. В течение двух лет после его избрания, Джорджия односторонне распространила свои законы на территорию чероки, разыгрывая землю чероки в лотерею, и лишив чероки законной защиты. Граждане Джорджии имели право свободно убивать, жечь и грабить. Имея в альтернативе лишь войну, которая могла кончиться уничтожением чероки, Джон Росс решил сражаться за права своего народа в судах Соединенных Штатов.

Чероки выиграли оба дела, вынесенные на рассмотрение Верховного Суда: Нация Чероки против Джорджии (1831) и Ворсестер против Джорджии (1832), но легальные победы были бесполезны. Ответ Джексона: "Судья Маршалл вынес свое решение. Пусть он его выполнит". При отсутствии федерального вмешательства, Джорджия и Теннесси начали террор против чероки, используя аресты, убийства и поджоги. Росс был арестован, а знание «Феникса» сожжено в мае 1834 года. Особняк богатейшего чероки Джозефа Ванна, был конфискован ополчением Джорджии, а моравская миссия и школа были превращены в штаб ополчения. Когда Росс отправился в Вашингтон, чтобы выразить протест, Джексон отказался с ним встречаться. Вместо этого предложения были сделаны Мэйджору Риджу, его сыну Джону Риджу и его племяннику Элиасу Будиноту (Бак Оуати), редактору «Феникса» (газеты чероки). Безнадежность ситуации в конце концов заставила этих людей подписать договор в Новой Эчоте (декабрь 1835), уступающий родину нации чероки в обмен на 5 миллионов долларов, семь миллионов акров земли в Оклахоме и согласие переселиться в течение двух лет.

Только 350 чероки из 17,000, известные как партия Договора (Риджиты), признали договор. Под угрозой расправы со стороны собственных соплеменников, они и 2,000 членов их семей быстро собрали свое имущество и перебрались в Оклахому. Договор был очевидным мошенничеством и 16,000 чероки подписали петицию протеста, отправив ее в Вашингтон, чтобы предотвратить ратификацию. После ожесточенных дебатов в течение мая Джексону удалось протащить ее через Сенат с перевесом в один голос. Нация Чероки была обречена. В течение последующих двух лет Росс испробовал все возможные политические и судебные способы предотвратить переселение, но потерпел неудачу. С наступлением крайнего срока в мае 1838 года, 7,000 солдат под командованием генерала Уинфилда Скотта (практически вся американская армия) вошли на землю чероки. Чероки обнаружили, что награда за их «выбор дороги белого человека» - выселение из собственных домов под прицелом ружей. Это было началом Нунадаутсунт или «пути, где мы плакали». История назвала это Дорогой Слез.

Принужденные оставить большую часть своего имущества, чероки были согнаны в наскоро построенные лагеря у Рэттлснейк Спрингс около Чаттануги. Никто не позаболится подумать о последствиях, и последовавшим летом в этих антисанитарных условиях и перенаселении, корь, коклюш и дизентерия собрали чудовищную дань. После того, как большинство чероки было собрано в Рэттлснейк Спрингс, в августе началось переселение. Оно планировалось на судах, но засуха сделала реку Теннесси несудоходной. В этот момент безрассудство чероки привело к катастрофе. Не желая оставаться до весны в губительных условиях Рэттлснейк Спрингс, Росс попросил правительство разрешить чероки самим заняться своим переселением.

Разрешение откладывали до октября. Когда оно наконец пришло, несколько больших групп чероки отправились в путь перед лицом приближающейся зимы. Их отправили на запад без подходящих палаток и провианта. Солдатам было приказано двигаться быстро и они мало что делали для защиты чероки от белых, которые нападали и грабили то немногое, что у них осталось. Две трети переселенцев оказались застигнуты в южном Иллинойсе ледоставом на Миссиссипи и оставались на месте месяц без полаток и провианта. 4,000 человек, включая жену Джона Росса, умерли в пути. Многие остались лежать непохороненными на обочинах дороги.

Некоторые чероки избежали переселения. По условиям договоров 1817 и1819 годов, 400 куалиа вождя Йонагуска, жившие в Северной Каролине, стали гражданами Соединенных Штатов и частными землевладельцами. Не будучи членами Нации Чероки, они не подлежали переселению и им было позволено остаться. Еще несколько сотен чероки бежали при депортации и скрылись в горах. Армия использовала других чероки для охоты на них. Тсали и два его сына были схвачены и казнены за убийство солдата, который пытался поймать их. В 1842 году армия сдалась, и беглым чероки было позволено остаться «неофициально». Формальное признание пришло в 1848 году, когда Конгресс согласился признать восточных чероки, приняв меры, чтобы Северная Каролина поступила также. На настоящий момент более 8,000 восточных чероки живут в горах на западе Северной Каролины. Еще одна группа потомков индивидуальных землевладельцев чероки, защищенных от переселения договорами 1817 и 1819 годов, - племя эчота чероки.

Во время Дороги Слез еще одна группа чероки была насильно переселена в Оклахому из... Техаса. В 1807 году, после преобретения Луизианы американцами, испанское правительство нервно следило за американской экспансией в направлении Техаса и потребовало, чтобы некоторые племена переселились в восточный Техас, как буфер между испанцами и американцами. Первое поселение чероки в регионе появилось в Лост Прэйри в 1819, и в 1822 они получили землю. После успешного мятежа техасцев в 1835 году, в 1836м договор, подтверждающий права чероки на землю, не прошел ратификацию в законодательных органах Техаса, несмотря на сильную поддержку президента Сэма Хьюстона. Белые техасцы настаивали на переселении и в июле 1839 года три техасских полка напали на чероки вождя Боула и выгнали их за Ред Ривер в Оклахому. Ирония ситуации в которой оказались чероки в 1839 была в том, что независимо от того, какой путь они выбрали: войну, приспособление, сдачу или бегство, их судьба оказалась одинаковой.

Из Пяти Цивилизованых Племен крик, чокто и семинолы подверглись такому же обращению во время переселения, хотя чикассо предвидя надвигающиеся события подготовились лучше. Во время переселения, все столкнулись в общими основными проблемами, но у чероки кроме этого были серьезные внутренние разногласия. Собравшись вместе впервые за последние 50 лет, весной 1839 чероки в Оклахоме были готовы к гражданской войне. 6,000 западных чероки (старые поселенцы) из Арканзаса и Техаса жили на этой территории с 1828 года и защищали себя от оседж, кайова, уичита и команчей. У них сохранилось традиционное правительство трех вождей без написанных законов. Внезапно к ним прибыли 14,000 восточных чероки (новые поселенцы) с выборным правительством, судебной системой и записанной конституцией, но новоприбывшие резко разделялись на 2,000 Риджитов (Партия Договора) и 12,000 Росситов, только что потерявших 4,000 своих людей на Дороге Слез.

Насилие не заставило себя долго ждать. 22 июня Мэйджор Ридж, Джон Ридж и Элиас Будинот были убиты. Единственным лидером Партии Договора, которому удалось спастись, был Стэнд Уэйти, брат Будинота и племянник Мэйджора Риджа. Убийства эффективно утихомирили Партию Договора, но ненависть сохранилась. Остались только две противоборствующие группы: западная и восточная. Западные чероки отказывались принимать любые нововведения, а более многочисленные восточные чероки считали себя более значимыми и не соглашались на компромиссы. Первая встреча этих фракций не привела к соглашению. На второй встрече Росс получил подпись только одного западного вождя, но смог кое-как организовать правительство. Однако большинство западных чероки и Партия Договора отказались его признавать. Шесть последующих лет шла бесконтрольная гражданская война без границ.

Ситуация осложнилась настолько, что Конгресс предложил разделить чероки на два племени. Для чероки это стало веской причиной уладить все свои разногласия и объединиться под именем Нации Чероки, - достижение, отмеченное договором с Соединенными Штатами в 1846 году. Раны, нанесенные переселением и объеденением так и не зажили до конца, но чероки достаточно оправились, чтобы в течение 1850х годов насладиться тем, что было признано их золотым веком. К началу Гражданской войны в 1861 году, Нация Чероки управлялась богатым меньшинством метисов, владевших черными рабами и поддерживавших южан. Но большинство чероки не имело рабов, вело простую жизнь и, вероятно, не слишком заботилось о войне белых людей, особенно это относилось к старым поселенцам. Джон Росс примкнул к Югу, но боясь раскола внутри чероки, отклонил первые предложения Альберта Пайка присоединиться к Конфедерации. Когда летом 1861-го юнионисты отступили, армия конфедератов заняла Индейские Территории. В августе 1861-го Нация Чероки проголосовала за отделение от Соединенных Штатов, и в доме Джона Росса в Парк Хилл между Нацией Чероки и новым правительством конфедератов был подписан формальный договор. Четыре года спустя это соглашение им очень дорого стоило.

Американцы обычно удивляются узнав, что Гражданская война сильно сказалась на коренных американцах в Оклахоме. Для чероки это была в большой мере война брата против брата. 3,000 чероки (в основном новые поселенцы) вступили в армию конфедератов, а 1,000 (старые поселенцы) сражалась за юнионистов. На востоке 400 чероки из Северной Каролины, практически каждый здоровый мужчина, воевали за Юг. Отряды чероки в Гражданской войне включали: Первые конные стрелки чероки (первые чероки Арканзаса); Первые конные добровольцы чероки (полк Уэйти, Конные добровольцы чероки); Второй полк, конные стрелки чероки, Арканзас; Первый полк, Конные стрелки чероки; Первый эскадрон, Конные добровольцы чероки (эскадрон Хольта); Вторые конные добровольцы чероки (Второй полк, Конные стрелки чероки) и Полк чероки (Специальная служба).

Отряды чероки воевали у Уилсон Крик (1861) и Пи Ридж (1862). В Оклахоме было мало больших битв, но они были очень жестоки. В ноябре 1861 года объединенные силы из 1,400 чероки, чикасо, чокто и техасской кавалерии под командованием полковника Дугласа Купера напали на колонну беженцев из 4,000 про-юнионистов крик, пытавшихся добраться да безопасного Канзаса. До того как возобладал разум, в течение трехдневной битвы были убиты более 700 беженцев. После двух нападений на крик, чероки отказались участвовать в третем и прекратили атаки. Между тем верность чероки Конфедерации ослабла. После поражения конфедератов у Пи Ридж, Джон Росс перешел на сторону юнионистов. Фактически Росс позволил взять себя в плен в 1862 году и провел остаток войны в Филадельфии. Полк конных стрелков Джона Дрю также дезертировал и был превращен в полк юнионистской армии, но остальные чероки остались верны Конфедерации.

Война в Оклахоме выродилась в ту же жестокую партизанскую войну, которая преобладала между белыми поселенцами Канзаса и Миссури. Ставший генералом конфедератов, Стэнд Уэйти был лидером Партии Договора и лично ненавидел Джона Росса. После того как Росс перешел на строну юнионистов в 1862м и уехал на восток, в августе того же года Стэнд Уэйти был избран главным вождем Нации Чероки. Он захватил столицу чероки Тахлекуах и приказал сжечь дом Росса. Война породила ненависть, прибавившуюся к прежним разногласиям, и сохранившуюся надолго после ее окончания.

Многие индейцы Оклахомы, чтобы избежать боев бежали на север. В Канзасе находилось более 7,000 беженцев с Индейских Территорий, которых он не мог ни разместить, ни прокормить. Многие умерли от мороза и голода. Серьезно вовлеченная в боевые действия, Нация Чероки потеряла более 1/3 своего населения. Ни один штат, ни северный, ни южный даже близко не подошел к этой цифре. 23 июня 1865 года последним генералом конфедератов, сдавшимся Соединенным Штатам был Стэнд Уэйти.

В последствии победившее федеральное правительство припомнило службу генерала Стэнда Уэйти Конфедерации. Оно так же вспомнило о голосовании законодательных органов чероки в 1861 году об отделении от Соединенных Штатов. Это стало поводом считать все предыдущие договора между чероки и Соединенными Штатами недействительными. Джон Росс умер в 1866 году, и в новых договорах, навязаных в 1866 и 1868 годах, под строительство железной дороги, белые поселения (1889) и переселение других племен были отняты большие куски земель чероки. Нация Чероки никогда больше не вернула то благосостояние, которым наслаждалась до Гражданской войны. С постройкой железной дороги через земли чероки, преступники обнаружили, что Индейские Территории, особенно территория Нации Чероки, были убежищем от федеральных и местных законов. Разоренные войной, чероки также начали сдавать свои земли в наем белым фермерам-арендаторам. К 1880 году количество белых на Индейских Территориях превысило количество индейцев.

В 1885 году, действовавший из лучших побуждений, но плохо информированный сенатор Генри Дэйвс из Мссачусетса решил, что общинное владение землей замедляет прогресс индейцев на пути к «цивилизации». Образовав союз с западным конгрессменом, желавшим использовать индейские земли в своих интересах, он обеспечил в 1887 году прохождение акта Об основном распределении земель (акт Дэйвса), который в ультимативном порядке лишал коренных американцев 2/3 оставшихся у них земель. Пять Цивилизованных Племен Оклахомы были освобождены от распределения, но попали под колоссальное давление, тербующее принять его. До 1880х годов, скот, по пути из Техаса и Чисолма, постоянно пасся на землях Выгона Чероки перед отправкой в Канзас. Чероки получали неплохой доход от этого предприятия, пока оно не было закрыто безо всяких объяснений представителем по делам индейцев в 1890 году. Следует заметить, что в этом же году из западной части Индейских Территорий была образована Территория Оклахома, и возможно между этими событиями существовала связь! После того как чероки были принуждены продавать территории, земля стала доступна для белых поселенцев.

Коммиссия Дэйвса попыталась добиться в 1893 году принятия Пятью Племенами распределения земли, но те отказались. Это привело к принятию Акта Куртиса (1895), который распускал племенные правительства и принуждал к распределению земли в течение 1901 года. Взяточничество и мошенничество с индейскими землями стало массовой и неофициально санкционированной формой воровства в Оклахоме. Из семи миллионов акров, выделенных чероки по договору в Нью Эчоте, Нация Чероки сохранила менее трети одного процента. В виде компенсации в 1901 году чероки стали гражданами США и им в конце концов было позволено голосовать. Попытка Пяти Племен организовать свой собственный штат Секвойя провалась в 1905 году, и Нация Чероки была распущена в 3 марта 1906 года. В следующем году Оклахома была признана 46 штатом. Нынешнеее правительство Нации Чероки было сформировано в 1948 году после принятия Акта Уилера-Ховарда о реорганизации индейцев (1934). В 1961 году, государственной комиссией по правам, Нации Чероки были присуждены 15,000,000 долларов за земли в Выгоне Чероки.
      http://www.mesoamerica.ru/indians/north … story.html

0

2

Под чужим флагом

Джим Стебинджер, статья из журнала «Wild West»; перевод Абакумова Аркадия.

Индеец-чероки Стэнд Уэйти проявил выдающие воинские качества, сражаясь в двух войнах на стороне проигравших.

... Ясность ума и хладнокровие никогда не изменяли этому человеку. Даже в тот день, когда его родственники погибли от рук своих же соплеменников, а теперь эти соплеменники шли по его собственному следу. Чтобы остаться в живых, просто необходимо сохранять спокойствие и ничем не выдавать своих чувств. Это Стэнд Уэйти усвоил твердо.

Его успел предупредить сын старого друга, который видел ту резню. Увиденное не лишило юношу храбрости: как ни в чем ни бывало, он поскакал к Уэйти. Он знал, где его искать - Уэйти держал небольшую лавочку на северо-востоке Индейской территории. Подозревая, что враги могут подслушивать, юноша громко спросил сахару, а затем, понизив голос, доложил о случившемся. Он указал также, где найти уже взнузданную лошадь. Уэйти осторожно выбрался из лавки и ускользнул. Его изгнание растянулось почти на шесть лет.

Серия убийств, совершенных утром 22 июня 1839 г., сделала Стэнда Уэйти единственным предводителем маленькой и презираемой группы чероков. В этом качестве он прожил всю оставшуюся жизнь. Племенное большинство возложило на Уэйти и его группу ответственность за ужасные события прошлого года, вошедшие в историю под названием «Дороги Слез». «Предателям» вынесли смертный приговор. В тот день Стэнд потерял дядю, влиятельного вождя Майора Риджа, брата Элиаса Будино (также известного под именем Бак Уэйти) и двоюродного брата, Джона Риджа. Прежняя жизнь для Стэнда кончилась. Именно тогда начался новый этап в его биографии, этап, полный опасностей и приключений, который в конце концов привел его на службу к конфедератам. Дважды оказавшись в лагере побежденных, он как никто другой знал, что такое рухнувшие надежды и ужас безысходности. Но вместе с тем судьба научила его не бояться поражений.

Его народ, чероки, приходились дальними родичами могущественной Лиге ирокезов. В 1605 г. их было около 30 тысяч человек, проживавших на обширной территории (сейчас это современные штаты Джорджия, Теннесси и западная часть Северной Каролины). Однако войны и эпидемии в XVII - XVIII вв. сократили их численность почти вдвое. К началу XIX в. чероков осталось около 16 тысяч. По соглашению 1802 г. власти штата Джорджия уступили государству часть земель (так появились штаты Алабама и Миссисипи), подразумевая, что «дикари» здесь не останутся, и федеральное правительство депортирует чероков на малоосвоенный Запад. Однако чероки решили остаться, и правительство им не воспрепятствовало. Большая часть племени посчитала, что единственная возможность остаться на родине - это ступить на «дорогу белого человека». Индейцы активно занялись самообразованием, улучшением своего уровня жизни, и добились на этом поприще впечатляющих успехов.

Но «окультуривание» индейцев, по мнению белых, пошло не так, как планировалось. Процветающая община чероков жгла глаза «цивилизованным» жителям Джорджии. И они с удвоенной энергией возобновили попытки выдворить индейцев из «своего» штата.

Самые дальновидные из чероков сразу поняли, к чему идет дело, и потому примерно треть племени уже к 1820 г. переселилась на запад от Миссисипи. Под постоянным нажимом белых поселенцев они шли все дальше и дальше, пока, наконец, не осели в Оклахоме. Оставшиеся чероки решили защищать свои права в суде. Разгорелись ожесточенные споры по поводу того, имеют ли индейцы право остаться в Джорджии. Ко всему прочему, племя (в середине 1820-х гг. чероков на Юго-Востоке оставалось около 14 тысяч) оказалось под угрозой внутреннего раскола. До 20% членов племени уже настолько «окультурились», что кое-кто из них превратился в богатых плантаторов-рабовладельцев.

Семья Уэйти - как и семья Риджей - как раз входила в эту новую индейскую аристократию. Клан Риджей-Уэйти владел большинством из 1600 черных рабов, которые, по примерным подсчетам, находились в собственности племени. Но индейское рабовладение сильно отличалось от американского. Чероки-хозяева работали бок о бок со слугами, браки между ними не запрещались, а дети от них считались свободными.

Но только 8% чероков (и 1% чистокровных чероков) можно было считать рабовладельцами. Многие чероки (возможно, благодаря влиянию миссионеров) относились к рабству отрицательно. К тому же, в отличие от племенной «элиты» (которая без труда могла прожить и на Западе), у «традиционалистов» не было ни денег, ни желания переселяться.

В 1827 г. чероки создали свое централизованное правительство, чтобы лучше общаться с миром белых. На следующий год состоялись выборы верховного вождя чероков. Победил Джон Росс, и этот пост он сохранил до самой смерти (1866 г.). Россу тогда было 32 года. Родился он в Теннесси, и в его жилах текла по большей части шотландская кровь. Чероком он был всего на 1/8, но считал себя индейцем до мозга костей и пользовался невероятной популярностью.

Главными соперниками «нечистокровного» Росса стали выходцы из старых черокских родов. Майор Ридж и его брат Дэвид Уэйти вели свое происхождение от великих вождей прошлого. Они оба обзавелись плантациями, женились на американках из благородных семей и были приняты в высшем обществе. В чем-то братья превзошли даже своих «цивилизованных» соседей - например, они писали чаще и грамотнее, чем большинство белых в то время. В 1919 г. был обнаружен семейный архив Риджей-Уэйти, состоявший из двух тысяч писем. В 1821 г. черок Секвойя разработал индейскую азбуку, и вскоре почти все члены племени обучились грамоте. Когда начал писать наш герой, Стэнд Уэйти, мы не знаем. Те из его документов, которые сохранились до наших дней, написаны уже во время Гражданской войны.

Стэнд Уэйти родился в Джорджии, около 1806 г. О первых годах его жизни ничего неизвестно. Стэнд учился в школе при миссии, но, видимо, не так прилежно, как его брат Элиас Будино. Первоначально Элиаса звали Бак (Олень) Уэйти, но он взял имя своего белого благодетеля. Элиас стал редактором племенной газеты; когда он уезжал по делам, брат иногда замещал его. Стэнду не везло в браке - он несколько раз вдовел (его домочадцев уносили болезни) и женился повторно. Деталей в семейном архиве не сохранилось.

Соперничество между кланом Уэйти и Джоном Россом начало набирать обороты после 1832 г. Большинство чероков, кто не переехал на Запад по договорам о переселении 1817 и 1819 гг., склонялись к тому, чтобы остаться, а Росс стал их главным идеологом. Клан «элиты», напротив, полагал, что переселение - лучший выход для народа чероков. По мысли чистокровного индейца Майора Риджа и его сына Джона, только у образованных и зажиточных членов племени еще был какой-то шанс выжить в Джорджии. Тех же чероков, кто не научился играть по правилам белых, все равно выселят, - полагал Ридж. Неважно когда, неважно как - обманом или силой.

Обе партии обвиняли друг друга во всех смертных грехах. Клан Риджей-Уэйти нашел поддержку у президента США Э. Джексона и его сторонников. Но «риджиты» не имели большинства в племенном совете чероков, где заправляли сторонники Росса. Им пришлось уйти в подполье.

Тучи сгустились окончательно, когда делегаты от обеих партий отправились в Вашингтон. Каждая привезла свои предложения. Президент Джексон сделал ловкий ход - он дал аудиенцию и тем, и другим, и подлил масла в огонь междоусобной борьбы. На сей раз противники обвинили друг друга во взяточничестве.

А в 1835 произошел открытый раскол. Клан Риджей участвовал в подготовке договора, по которому чероки обязывались переселиться на Запад за компенсацию в 5 млн. долларов. Племенной совет во главе с Россом отклонил договор и потребовал его пересмотра - в частности, «росситы» потребовали 20 млн. долларов компенсации. К октябрю 1835 г. стало ясно, что большинство племени поддерживает Росса. Стало ясно и то, что двадцати миллионов чероки не получат.

Тогда, в декабре 1835 года, клан Риджей-Уэйти решился на самоубийственный шаг. 29 декабря Майор Ридж, его сын Джон и братья Уэйти единственными из племенной элиты поставили свои подписи под договором в Нью-Эчоте (Джорджия). На подписание пришли всего несколько сот человек - от 300 до 500, что составляло не более 3% племени. Из них только около ста, по племенному законодательству, имели право голоса. Ни Росса, ни других власть имущих здесь и близко не было. То, что договор был откровенной фальсификацией, не у кого не вызывало сомнений. Даже сами американцы возмутились: против договора выступили даже такие убежденные противники индейцев, как Дэви Крокетт и Даниэль Уэбстер. Условия были такие: чероки в два года обязывались переселиться на Запад за компенсацию в 15 млн. долларов и 800 тысяч акров земли на Индейской территории (северо-восток нынешней Оклахомы и пограничная часть Канзаса). Сами «риджиты» (или, как их стали называть, «договорная партия») считали, что им повезло - условия могли быть и хуже.

Однако так не считало почти все остальное племя. Около 90% чероков сочли «договор» прямым унижением. Они пытались обжаловать его в Верховном суде Соединенных Штатов, и более того - суд признал договор недействительным. Но президент Джексон отказался его аннулировать. Отказался и следующий президент, М. Ван Бюрен. Поражение буквально застало врасплох «антидоговорную» партию Росса, и, когда договор вступил в силу, она не успела подготовить племя к переселению. В 1837 г. только 2 тысячи чероков уехали на Запад. Большинство осталось в Джорджии. Видимо, они никак не могли поверить, что их погонят с родной земли силой.

А в 1838 г. их постиг страшный удар. Федеральные войска и ополчение штата Джорджия окружили чероков и под дулами ружей поволокли их на Индейскую территорию. Лишь маленькой группе удалось ускользнуть и спрятаться в горах. Начался трагический переход по «Дороге Слез» (сами чероки назвали его «Нунна дол Чуни» - «Дорога, на которой мы плакали»). Не менее четырех тысяч чероков пали жертвами болезней, голода, холода и утонченной жестокости ополченцев и солдат при молчаливом попустительстве командующего, генерала У. Скотта.

Но «риджитов» на Дороге Слез не было. Они переехали на Индейскую территорию одними из первых, в 1837 г. Путешествовали они со всеми удобствами, а по приезде вольготно разместились на лучших участках земли. Каково же было это видеть тем несчастным, кого пригнали сюда штыками? И взрыв не заставил себя ждать.

21 июня 1839 г. более сотни «росситов» тайно встретились в Дабл-Спрингс и вынесли руководству «риджитов» смертный приговор. Джон Росс и племенной совет не давали им соответствующих полномочий. Но и не помешали. Сейчас уже сложно выяснить, играл ли вождь племени какую-либо роль в заговоре. В принципе, он на самом деле мог ничего не знать. Мог знать, но не успел остановить кровопролитие. А может, и не хотел.

К Джону Риджу смерть пришла рано утром 22 июня. Заговорщики, числом до тридцати, ворвались в его дом у Хани-Крик (Медовый Ручей). Они выволокли Джона из постели во двор и зарезали на глазах у домашних. Всего на несколько часов пережил сына старый Майор Ридж. «Мстители» устроили засаду на холмике у дороги в графство Вашингтон, в Арканзас, и, когда Ридж подъехал, расстреляли его. Элиас Будино в то время помогал другу строить дом у Парк-Хилл - в нескольких милях от жилища Джона Риджа. Трое индейцев подошли к нему и попросили о медицинской помощи. Поскольку Будино был еще и врачом, он, не мысля худого, пошел с ними. Один из индейцев быстро прыгнул ему за спину и ударил ножом. Будино свалился, крича о помощи, и тогда другой индеец добил его топором.

Не должен был выжить и брат Будино, Стэнд Уэйти, но ему помогли друзья. Юноша, который не побоялся предупредить его, по всей видимости, был сыном преподобного С. Уорчестера - друга семьи.

Вождь Нации Чероков Джон Росс оказался в щекотливом положении. После событий 22 июня у него появился серьезный повод опасаться за свою популярность среди рядовых членов племени. Отреагировал же Росс так. На словах он осудил кровопролитие, но не сделал ничего, чтобы задержать убийц. Более того, он сам, вероятно, кое-кому помог скрыться. Разгневало это в первую очередь бывшего президента США, Джексона, - у Острого Ножа никак не получалось оставить чероков в покое. В своем письме к Уэйти он негодовал по поводу решения «тирана Росса и его самопровозглашенного совета». Джексон выразил надежду, что «президент без колебаний воспользуется своим законным (!) правом защитить Вас и Ваших сподвижников от произвола и дьявольских планов Росса».

Джексон так и остался двуличным. С одной стороны, он убеждал Уэйти заключить мир, а с другой - не прощать кровь родичей («если добиться согласия не получится»). Именно так считал и сам Уэйти. Он вооружил своих сторонников, а Россу пришлось жаловаться в Вашингтон, что он даже спать ложится с оружием. Правительство, конечно, потребовало от Уэйти распустить его отряд, но этим все и закончилось.

И началась гражданская война, продолжавшаяся до 1846 г. Уэйти провозгласил смерть убийцам, и противники вцепились друг другу в горло. В племенных преданиях Стэнд Уэйти предстает героем - храбрым, хладнокровным и искусным воином. Особенно любили рассказывать о его дуэли с Джеймсом Форменом, предполагаемым убийцей Майора Риджа. Враги встретились в одной лавке в Арканзасе, купили друг другу выпить, а затем был брошен вызов. Уэйти выбрал нож, Формен - кнут, за что и поплатился. Он получил серьезную рану, а когда попытался бежать, Уэйти застрелил его. За это ему пришлось предстать перед судом, однако он быстро оправдался.

В резервации чероков воцарились хаос и беззаконие. Вот, например, типичные для того времени новости за неделю, которые сообщил Уэйти родственник: четыре убийства из мести (и два скальпирования), три повешения за прошлые убийства и два похищения. Тот же очевидец бесстрастно отметил: индейцы настолько свыклись с постоянным насилием, что «жизнь человека и дворового пса сравнялись.»

Мир был заключен только в 1846 г. Говорили, что Уэйти и Росс прилюдно пожали друг другу руки и поклялись строить дальнейшую жизнь вместе. Уэйти вошел в Совет Народа Чероков. Однако «золотое десятилетие» быстро закончилось - между белыми разразилась великая Гражданская война.

Уэйти сразу же заявил о поддержке Конфедерации; Росс сначала колебался. Но «серые мундиры» вскоре вытеснили «синих» с Индейской территории, и им удалось заключить союз с криками, семинолами, чикасо, чокто, оседжами и команчами. И Россу пришлось уступить.

Уэйти сформировал кавалерийский полк и вскоре отличился на службе у южан. Другим черокским полком командовал Джон Дрю. Всего за годы Гражданской войны серую форму надело около 3 тысяч чероков. Белые южане быстро приняли Уэйти за своего. Вот как отзывался о нем судья Д. Кайс из Оклахомы: «По моему мнению, генерал Стэнд Уэйти - один из самых храбрых и талантливых военачальников, и лучший солдат из всех индейцев. Он был мудр на советах и отважен в бою».

Большую часть войны Уэйти командовал отделением иррегулярной кавалерии. Он планировал налеты на поезда, караваны и базы кавалерии Союза. Он также участвовал в одном настоящем сражении.

7-8 марта 1862 г. полк Уэйти бился в составе армии генерал-майора Э. Ван Дорна в 16 тыс. человек. Ее бросили к Файетвиллю (Арканзас) с целью окружить правый фланг 12 тысячной армии северян под началом генерал-майора С. Кертиса. Кертис, занимавший удобную для обороны позицию в 30 милях к северо-востоку от Файетвилля, в Пи-Ридж, разгадал план неприятеля и атаковал сам. После двух дней упорных боев Ван Дону пришлось отойти, но Уэйти при Пи-Ридж покрыл себя славой. Его конники отчаянной атакой захватили батарею северян, а затем прикрывали отход, всеми силами стараясь, чтобы он не превратился в разгром. Один из его солдат вспоминал: «Не знаю, как нам удалось захватить те пушки. Но за Уэйти можно было пойти даже в пасть смерти. Он отдал приказ и сам бросился вперед, а мы с боевым кличем ринулись за ним. Мы дрались, как тигры, каждый из нас против троих врагов. Видимо, Уэйти берегут духи - ведь все было против нас!»

После битвы при Пи-Ридж полк Дрю дезертировал. Уэйти, однако, остался верным делу Конфедерации. Не будучи солдатом, он показал себя великолепным вожаком партизанского отряда. «Стэнд Уэйти и его бойцы, вместе с конфедератами-криками и другими, сеяли ужас по всей округе, сжигая или разоряя все, что принадлежало индейским сторонникам северян», - писал знаменитый антрополог Дж. Муни. 10 мая 1864 г. Уэйти получил чин бригадного генерала, а в июне 1865 г. капитулировал последним из офицеров-южан.

Вернулся он в полный хаос. Согласно Муни, война унесла жизни трети племени - из 21 тысячи чероков погибло семь. Неудачи продолжали преследовать Стэнда Уэйти и дальше. Федеральное правительство отказалось признать его вождем племени. Не смог он и получить компенсацию за свое имущество, утраченное в ходе войн. Ему довелось пережить всех своих сыновей (сам он скончался 9 сентября 1871 г.), а в 1873 г. умерли две его молодые дочери.

Однако ветераны-южане и симпатизировавшие Конфедерации писатели сохранили легенду о нем. В их воспоминаниях Стэнд Уэйти представал примером абсолютной верности «Делу». Это качество в нем уважали даже враги, а именами «Стэнд» и «Уоти» чероки стали называть своих детей.

Уэйти показал неувядаемую храбрость и энергию, верность идеалам, неизменный оптимизм и хорошее чувство юмора - по крайней мере, в глазах друзей и близких. Они рассказывали, что он ни разу не позволил себе сорваться, повысить голос. Конечно, он не был блестящим кавалером - его индейские солдаты часто опускались до пыток и скальпирования. Он рано стал на путь низких политических интриг. Но вместе с тем он не боялся отстаивать то, что считал правильным. Два раза путь, избранный им, привел к печальному исходу - путь «риджитов» и путь конфедератов. Да, он терпел поражения, - но никогда не сдавался. Он был настоящим «чалаги» - храбрым воином и офицером Конфедерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Договор между правительством США и бригадным генералом армии КША Стэндом Уэйти (выдержки).

Статья 1. «...Упомянутые индейцы Нации Чероков, в союзе с Конфедеративными Штатами, участвовали в военных действиях против правительства Соединенных Штатов...»

/Они/ «соглашаются вернуться в свои дома, хранить мир с Соединенными Штатами и не чинить несправедливостей по отношению к белым или индейцам других племен, которые выступили в войне на стороне Соединенных Штатов».

Статья 2. «... Пока индейцы будут соблюдать вышеупомянутые условия, правительство Соединенных Штатов гарантирует им неприкосновенность личности и имущества, не только со стороны белых, но и со стороны индейцев, находящихся на службе у Соединенных Штатов».

Статья 3. «Вышеуказанные статьи соглашения будут действовать до созыва Большого Совета, намеченного на 1 сентября 1865 г. от Р.Х... и до того времени, когда решения вышеупомянутого Совета будут ратифицированы полномочными представителями Нации Чероков и Соединенных Штатов».

Подписались:
От имени правительства Соединенных Штатов -
подполковник Э.С. Мэтьюз
адъютант У.Х. Вэнс

От имени Нации Чероков -
бригадный генерал Стэнд Уэйти

23 июня 1865 г.
     
            http://www.mesoamerica.ru/indians/north … watie.html

0

3

http://www.tmealf.com/native_american/Cherokee_of_OK.jpg
     
http://www.tmealf.com/native_american/Cherokee_Braves.jpg 
     
   Флаги Чероки

0

4

Восстание рабов у чероки в 1842 г.

Арт Бертон; перевод Аркадия Абакумов

Говоря о рабстве негров в США, прежде всего вспоминают южные штаты до Гражданской войны 1861-65 гг. Однако многие не знают, что черными невольниками владели не только белые. Среди индейцев (так называемых Пяти цивилизованных племен), также имелись рабовладельцы. Некоторые из них не уступали в жестокости белым плантаторам, и так же, как они, имели все основания бояться негритянских бунтов. Страхи стали явью в 1842 г., когда рабы на Территории Чероки попытались вырваться на свободу.
В 1830-40-х гг. правительство США, с подачи президента Э. Джексона, насильственно переселило Пять цивилизованных племен (чероки, чокто, чикасо, криков и семинолов) с их родины на юго-востоке страны на малоосвоенный Запад, за р. Миссисипи. Земли, отобранные у индейцев, отошли к белым поселенцам и плантаторам.

К этому времени рабовладение у этих племен уже укоренилось. Индейцы-полукровки, дети от браков поселенцев и торговцев с индеанками, переняли этот тип хозяйствования от своих отцов. Метисы и стали главными рабовладельцами. Оставаясь полноправными членами своих племен, они приняли на себя функции посредников между двумя мирами.

В племени чероки негры-рабы считались своеобразным мостиком в «цивилизованное» общество. Они часто работали переводчиками и секретарями у чистокровных индейцев, которые владели английским языком хуже метисов.

В канун Гражданской войны у чероки была 4600 рабов, у чокто - 2344, у криков - 1532, у чикасо - 975, у семинолов - 500. Однако семинолы занимали по отношению к рабству особую позицию. Они не практиковали плантационное рабство, негры обычно работали в личном услужении. Семинолы охотно давали приют беглым невольникам, защищая их от преследования. Негры жили в отдельных поселках, расплачиваясь с индейцами за покровительство частью урожая и приплода скота. Между неграми и семинолами существовал военный союз, причем чернокожий мог сделать хорошую «карьеру» от простого воина до высокопоставленного «стратега». Бывали и смешанные браки. Даже после переселения на Индейскую территорию, семинолы оставили за своими рабами право носить оружие, владеть движимым и недвижимым имуществом. А поскольку до 1845 г. они жили на Территории Чероки у форта Гибсон, то рабовладельцы из чероки и криков часто жаловались на «тлетворное» влияние семинолов на их собственных рабов.

Так случилось и в Уэбберс-Фоллс - порту на р. Арканзас, недалеко от форта Гибсон, где рабы чероки трудились на плантациях и на пристани. Семинолы остановились там по пути из Флориды. Негры, которые приехали с ними, являли собой разительный контраст со своими собратьями - они были одеты в живописные индейские костюмы, не таясь, носили ружья и ножи. «Черные семинолы» поселились по соседству с Уэбберс-Фоллс, и рабы чероки получили возможность часто видеться с ними.
…15 ноября 1842 г., около 4 часов утра, около 25 негров (мужчин, женщин и детей - в основном с плантации Дж. Ванна) встретились в условленном месте за городом. Они заперли своих хозяев и надсмотрщиков в домах и хижинах, где те спали. Затем они вломились в лавку человека по фамилии Биглоу, взяв оружие, лошадей, мулов и провиант. На рассвете группа взяла курс на границу с Мексикой, где рабство было запрещено. Когда беглецы свернули на юго-запад, на Территорию Криков, к ним бежали рабы с плантаций криков Брюнера и Маршалла. Таким образом, число негров увеличилось почти до сорока.

Когда бегство раскрылось, около сорока чероки взяли ружья и собак и пустились в погоню. На Территории Криков к ним присоединилась группа местных охотников за рабами. После нескольких дней погони индейцы настигли беглецов примерно в 10 милях от р. Канадиэн (Территория Чокто). Негры укрылись в овраге и оттуда попытались дать бой. В перестрелке обе стороны потеряли нескольких человек. Негры удерживали позицию два дня; двое рабов погибли, а еще 12 попали в плен, однако им удалось заставить преследователей отступить. Беглецы направились дальше, к Ред-Ривер.
В 15 милях от места боя они наткнулись двух охотников за рабами - Д. Эдвардса и Билли Уилсона, индейца из племени делаваров. Они конвоировали группу в 8 беглых негров - мужчину, двух женщин и пятерых детей, которых перехватили по пути с Территории Чокто (они надеялись найти приют в одном из степных племен). Негры Ванна убили Эдвардса и Уилсона, а арестованных освободили и взяли с собой.

Новость о бунте рабов была обнародована на заседании Национального совета чероки в их столице Талекуа 17 ноября 1842 г. Совет тут же принял резолюцию, которую одобрил вождь Джон Росс: капитану милиции Джону Дрю предписывалось собрать отряд в сто человек, чтобы «догнать рабов, арестовать их и вернуть в форт Гибсон». В случае сопротивления Дрю разрешили применить оружие. Национальное казначейство чероки обещало капитану возместить расходы на экспедицию - при условии, что он не будет ее затягивать и тратиться без нужды.

По просьбе Росса федеральный агент П. Батлер известил об операции вождей криков и чокто, а также коменданта форта Гибсон. Последний предоставил Дрю в долг 25 фунтов пороха.

21 ноября Дрю с отрядом в 87 хорошо вооруженных людей выступил из Уэбберс-Фоллс. 26 ноября он побывал на месте перестрелки рабов с преследователями. Затем ополченцы нашли тела Эдвардса и Уилсона, а еще через два дня обнаружили и самих беглецов. Они перехватили их в семи милях к северу от Ред-Ривер (около 280 миль от форта Гибсон).
Измученные голодом и усталостью, рабы не сопротивлялись. Сдался 31 человек - вся группа, кроме двоих негров, которые в то время были на охоте. Ополченцы без происшествий вернулись на Территорию Чероки, и 7 декабря прибыли в Уэбберс-Фоллс. Началось расследование, а пока рабов заперли в форте Гибсон.
8 декабря Дрю доложил об успехе операции Национальному совету чероки и получил распоряжение пятерых рабов повесить, а остальных вернуть хозяевам.
Подозревая в организации мятежа «чужих» свободных негров (и в первую очередь «черных семинолов»), правительство чероки приняло 2 декабря «Закон о свободных неграх». В соответствии с ним все таковые, кроме тех, кого чероки освободили сами, должны были к 1 января 1843 г. покинуть Территорию Чероки. Те, кто по какой-либо причине этого не сделал, подлежали насильственной высылке.
За десять лет, до 1851 г., с Индейской территории пыталось бежать около 300 негров. На севере Территории Чероки (впоследствии этот участок был преобразован в графство Вашингтон штата Оклахома) действовало отделение «подземной железной дороги», по которой беглые рабы уходили в Канзас. Однако ни одна из таких попыток не достигла масштабов восстания 1842 г.

http://vlad-nick.livejournal.com/37742.html

0

5

Музей индейцев чероки в Северной Каролине

http://www.cherokeemuseum.org/

Чероки Северной Каролины

http://www.cherokee-nc.com/

Отредактировано Лала (17.03.2009 11:35:23)

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC