Форум Индейцев Белгородчины

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Индейцев Белгородчины » Обряды » Скальпирование


Скальпирование

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Скальпирование – снятие части кожи вместе с волосами с головы поверженного или плененного противника – одна из наиболее ярких и, одновременно, наиболее загадочных составляющих комплекса боевых традиций в древних и традиционных культурах Старого и Нового Света. Однако если для аборигенных культур Америки обряд скальпирования в деталях описан очевидцами, то для территории Евразии он в основном известен по ряду ранних исторических источников и общим наблюдениям по антропологическим материалам из погребений.
Первые колонисты из Англии, Франции и Испании даже не имели точных слов в своих языках, чтобы описать ритуал, встреченный ими в Америке. Словосочетание “the hair-scalp”(«скальп» - англ. – scalp, sculp, дословно – «створка раковины») появилось лишь в 1667 г. До этого использовались различные варианты типа “skin of head” (кожа с головы), “cut off hair round about” (срезанная вкруговую кожа с волосами) и др. Самостоятельно термин “scalp” вошел в употребление не ранее начала 18 в. Одновременно он закрепляется и во французском, немецком и датском языках [Frederici, 1906].
В Северной Америке ко времени первых контактов с европейцами скальпирование практиковали различные племена, группы племен и племенные союзы от Карибских островов до Мексики и Гватемалы, и от Флориды до Канады [Satton, 2000]. Это подтверждается не только свидетельствами очевидцев, но и остеологическими данными по многочисленным индейским кладбищам 16-19 вв. [Neiburger, 1989; Newman, 1940; Snow, 1942 и др.]. Согласно последним, и в случае смерти оскальпированного, и в случае выживания на черепной коробке остаются хорошо читаемые следы от надрезов, предшествующих снятию скальпа, или же характерные следы от заживления.
Детальное исследование большой серии захоронений (751 по 15 памятникам) периода 1600-1832 гг. (Prehistoric, Protohistoric и Early Historic периоды по североамериканской терминологии) из районов Северной и Южной Дакоты проведено Д. Оусли [Owsley, 1994]. Среди черепов со следами скальпирования (всего 41) им выделено три категории: черепа оскальпированных и погибших одновременно или сразу после этого; оскальпированных и умерших через некоторое время (даже неделя дает характерные следы от прогрессирующей инфекции); оскальпированных и выживших. Риску быть оскальпированными примерно в равной степени подвергались и мужчины (23), и женщины (18).
Исторически известно и описано несколько видов скальпирования:
- полное скальпирование, являющееся частью ритуального расчленения противника (отрезание рук и ног в качестве трофеев);
- простое скальпирование (серия аккуратных надрезов и снятие части кожи с головы вместе с волосами) (напр., ирокезы);
- сложное (снятие скальпа вместе с частью лица, шеи и ушами) (индейцы чинук, дакота);
- частичное (снятие лишь небольшого лоскутка кожи размером с ладонь с макушки) (шошоны, шайены);
- групповое (несколько победителей срезали по фрагменту скальпа, когда не было возможности определить, чья именно пуля сразила противника);
- снятие скальпа серией быстрых ударов (во время боя, в спешке);
- снятие скальпа с лысых (обычай появившийся лишь после контакта с европейцами);
- неполное (нанесение надреза и лишь частичного отделения кожи с волосами от головы как часть процедуры пыток) [Grinnel, 1910; Knowles, 1940].
Отмечены и такие редкие разновидности, как снятие скальпа с погибшего в бою соплеменника (когда нет реальной возможности унести с собой тело для погребения и необходимо предотвратить снятие скальпа противником), и даже самоскальпирование [Nadeau, 1941]. Жертвами процедуры скальпирования становились в равной степени мужчины и женщины, дети, подростки и старики. Отмечены традиции ритуально-декоративного использования скальпов животных и птиц, например, скальпов дятлов в ежегодной церемонии White Deer Skin Dance – «Танце шкуры белого оленя» - у индейцев Северной Калифорнии [Табарев, 2002].
В качестве инструментов для снятия скальпа обычно использовались острые ножи с лезвиями из камня, вулканического стекла (обсидиана), раковин, а позже, металла.
В наиболее широком понимании этого термина снятие скальпа с поверженного в схватке или плененного противника рассматривалось как обретение одного из наиболее ценных трофеев, как показатель боевой отваги и военного мастерства [Табарев, 2002, 2003]. В то же время значение и символизм самого скальпа несравненно шире и сложнее. Во многих племенах он использовался не только в различных календарных и публичных церемониях , а также и в медицинской практике. Так, в частности, индейцы навахо верили, что излечить зубную боль можно, пожевав кусочек скальпа, а, завернув скальп в кукурузные листья, использовать как терапевтическое средство при излишней агрессивности или чрезмерной тоске по умершему родственнику. Они также считали, что скальпирование само по себе может служить хирургическим методом лечения головных болей или травм головы [Owsley, 1994].
Не только скальп, но и сам человек, переживший скальпирование, был объектом различных магических представлений. Так индейцы арикара считали скальпирование актом разрушения, а человека, его пережившего – нелюдью, изгоем, судьба которого – жить отдельно от племени, скрывая место своего обитания. Как правило, таким пристанищем были гроты и пещеры. Характерно также, что у разных племен прослеживаются сходные традиции в одеянии изгоя. Он носил шкуры животных и прикрывал изуродованную голову куском кожи (например, у тех же арикара – койота). В то же время считалось, что он наделялся сверхъестественными способностями бесшумно перемещаться ночью, легко ловить лошадей и орлов, приносить удачу в сражениях и исцелять безнадежно больных [Gilmore, 1933].
В других индейских мифах прослеживается причастность потерявшего скальп к сотворению мира и времен года, в фольклорных сюжетах он выступает в роли трикстера и персонажа (мужского или женского пола) забавных анекдотов и шуток [Owsley, 1994].
Известны, однако, и факты, свидетельствующие о том, что выживших после скальпирования снова принимали в племя и после смерти хоронили по общему обряду. Во всех трех случаях – Sea Island Mound (штат Джорджия) (около 1000 г.), Moundville (штат Алабама)(1000-1500 гг.) и Wallace Mound (Небраска) (1050-1400 гг.) – это были женщины.

0

2

скальп снятый шайенами
головной убор из скальпа Тлинкиты

увеличить

увеличить

0


Вы здесь » Форум Индейцев Белгородчины » Обряды » Скальпирование


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC