Форум Индейцев Белгородчины

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Индейские племена.

Сообщений 1 страница 41 из 41

1

По возможности, оставляйте любую информацию.

Айовы

Полуоседлое сиуязычное племя. Первым европейцем, упомянувшим айовов, был иезуит Луи Андре, встретивший их в 1676 году. В XVIII веке они принимали участие в войнах между французами и англичанами, а затем между англичанами и американцами. Айовы вели торговлю с людьми из Сент-Луиса, обменивая шкуры бобра, выдры, енота, оленя и медведя, выращивали кукурузу, бобы и т.д. Они участвовали в грабежах белых охотников. Брекенридж в 1811 году сообщал: "Такие случаи в прошлом были делом обычным. Мне показали несколько мест, где произошли грабежи, порой заканчивавшиеся убийствами". В 1836 году им была определена резервация на северо-востоке Канзаса, из которой часть племени позднее переместилась в Центральную Оклахому. Молодые во¬ины продолжали покидать резервацию до конца 1850-х годов, нападая на омахов и пауни. В 1860-х годах во время Гражданской войны 46 айовов служили в армии на стороне северян. Позднее, по соглашению 1890 года, резервация племени была разделена на наделы, которые передали айовам в собственность, а излишки земель отдали белым поселенцам.

Арапахо

Кочевое племя алгонкинской языковой семьи, близко связанное с шайенами в течение XIX века. Берландиер в 1828 году писал: "Они не менее дикие, чем липаны, и так же жестоки с пленниками, а потому их очень боятся". Их постоянными врагами до самого заточения в резервации были шошоны, юты и пауни. Все старые арапахо сходились на том, что именно с ютами у них была наиболее серьезная и жестокая война. С белыми они, в основном, поддерживали дружеские отношения, но резня на Сэнд-Крик, устроенная солдатами Чивингтона в 1864 году, послужила толчком к присоединению арапахов к враждебным индейцам. В отличие от других враждебных племен, во второй половине XIX века арапахо были людьми менее воинственными и, как правило, вождям удавалось удерживать своих соплеменников от поспешных поступков, а потому на счету арапахов оказалось меньше сражений с американской армией, чем у их союзников. Но группы молодых воинов племени участвовали практически во всех серьезных столкновениях враждебных индейцев с войсками США.

Арикары

Полуоседлое племя, образующее северную группу кэддоанской языковой семьи. Арикары были свободно организованным союзом подплемен, каждое из которых имело собственное селение и название. Они обменивали маис шайенам, сиу и другим кочевым племенам на бизоньи шкуры, кожи и мясо, а все это, в свою очередь, меняли у торговцев на одежду, кухонную утварь, ружья и т.п. В начале XIX века арикары считались довольно агрессивным племенем. Среди их врагов в разные периоды времени были сиу, шайены, хидатсы, манданы, кри, оджибвеи, ассинибойны, черноногие, гровантры, кроу, шошоны, омахи и понки. По словам Эдвина Денига, в начале XIX века мало кто из торговцев отваживался жить среди них, а те, кто пытался, погибали. Враждебность племени по отношению к белым людям продолжалась до эпидемии оспы 1837 года, когда численность арикаров значительно сократилась. В 1870-х годах во время войн с враждебными сиу и шайенами воины арикаров служили в армии США разведчиками и охотниками.

Ассинибойны

Очень крупное и воинственное сиуязычное племя Северных равнин. Впервые упоминаются как отдельное племя в "Сообщениях Иезуитов" за 1640 год. К началу XVIII века ассинибойны стали посредниками, торговавшими европейскими товарами с отдаленными племенами Равнин, не имевшими прямых контактов с белыми торговцами. Можно выделить четыре основных подразделения племени, которые фактически являлись самостоятельными племенами. Это собственно ассинибойны, или ассинибойны Монтаны; москито восточной части канадских равнин; стони запада канадских равнин и предгорий Скалистых гор; и горные, или отдаленные ассинибойны (теган-накода), которые жили в Скалистых горах, соседствуя с племенами северной части Плато. Ассинибойны со своими союзниками -- равнинными кри и оджибвеями, находились в постоянном конфликте с окружающими их племенами: сиу, кроу, черноногими, гровантрами, сарси, шошонами, плоскоголовыми, кутеней, неперсе, хидатсами, манданами и арикарами. Но главными их врагами на протяжении всего XIX века оставались сиу и черноногие. Отношения с белыми людьми обычно складывались хорошо, но столкновения происходили. В 1885 году канад¬ские ассинибойны вместе с союзными им кри присоединились к восстанию метисов в Канаде, руководимому Луи Рилем и Габриэлем Дюмоном, но потерпели поражение.

Вичиты

Вичитами в XIX веке называли объединение кэддо¬язычных племен, близкородственных пауни. Среди племен, входивших в него, были собственно вичиты, тавехаши (таовайя), тавакони, вако, искани, аквеш, асидахедш, кишкат, киришкитсу. Они вели полуоседлый образ жизни, занимались земледелием. Считается, что именно вичиты были кивирами, встреченными экспедицией Коронадо в 1541 году. В начале XIX века вели жестокие войны с американскими поселенцами, но во второй половине начали поддерживать с ними мирные отношения, хотя периодически совершали набеги с целью кражи лошадей.

Гровантры (атсины)

Название атсина происходит из языка черноногих ат-се-на, или Люди Кишок. Арапахо, родительское племя, называли их Хитунена, или Хитуненина -- Просящие Люди, Нищие, или, что более точно, Нахлебники. Та же идея выражена и в племенном знаке, который часто неверно интерпретировали как Большие Животы, откуда и пошло название гровантры (франц. Gros Ventres), данное им франко-канадцами. Гровантры являются отделившейся ветвью арапахо. В первой половине XIX века племя вместе с союзными им черноногими принимало активное участие в межплеменных войнах и многочисленных кровопролитных схватках с белыми американскими охотниками и мехоторговцами. В разное время гровантры воевали с ассинибойнами, кри, оджибвеями, кроу, сиу, черноногими, сарси, плоскоголовыми, кутеней, неперсе, шошонами, банноками, пен д'Орей, ютами, пауни, команчами, кайовами и кайова-апачами, но всегда были в мире с родственными арапахо. В конце XIX века были поселены в резервацию ассинибойнов агентства1 Форт-Белкнап, штат Монтана.

Кайовы

Небольшое, но крайне агрессивное племя Южных равнин. Среди всех равнинных племен они считались самыми дикими и кровожадными. Гамилтон в 1842 году писал о встреченном им отряде кайовов: "В Сент-Луисе в разные времена я видел много индейцев, но никто из них не выглядел так же дико и свирепо, как эти". Считается, что в пропорции к своей численности они убили белых людей больше, чем какое-либо другое племя Великих равнин. Кайовы в разные времена воевали с испанцами, мексиканцами, американцами, сиу, шайенами, арапахо, осейджами, пауни, команчами, кэддо, тонкавами, пуэбло, ютами, навахо, хикарийя, мескалеро, липан-апачами, карризо (западными апачами), каранкавами, хавасупаями и некоторыми другими племенами. В XIX веке поддерживали мирные отношения с арикарами, манданами, хидатсами, вичитами, кичаями, шошонами и плоскоголовыми. Последний раз кайовы приняли участие в войне с армией США во время восстания 1874-1875 годов, где они выступили вместе с команчами и южными шайенами.

Кайова-апачи

Маленькое атапаскоязычное племя, с давних времен тесно связанное с кайовами. Несмотря на это, кайова-апачи сумели сохранить свой язык, хотя большинство культурных аспектов было заимствовано от кайовов. До поселения в резервации оба племени вместе делили все радости и тяготы свободной жизни. В первых француз¬ских сообщениях XVII века, отчетах Льюиса и Кларка, а также в договоре с правительством США от 1837 года они были известны как гатаки. По сведениям Льюиса и Кларка, в 1805 году племя размещалось в 25 палатках и составляло всего 300 человек, из которых лишь 75 были воинами. Берландиер, путешествовавший по Южным равнинам в 1828 году, писал, что кайова-апачи "такие же свирепые, как липаны". История их мало чем отличалась от истории кайовов.

Канзы

Полуоседлое сиуязычное племя. Канзы не сыграли значительной роли в военной истории американской границы1, но это не означает, что они не были достойными бойцами. Один из белых современников в 1809 году писал: "Канзы давно уже представляют собой ужас для соседних племен, их безрассудная смелость не поддается описанию... К счастью для соседей, они малочисленны, а их ежедневные нападения еще более сокращают их численность". В 1811 году они, по сообщениям Генри Брекенриджа, пользовались дурной репутацией среди белых торговцев, которые называли их грабителями с Миссури. Среди их врагов в разные времена были падуки, сиу, шайены, арапахо, сауки, фоксы, омахи, ото, миссури, айовы, осейджи, пауни и другие племена. Льюис Морган в 1859 году отмечал, что, несмотря на тесные контакты с белыми людьми, канзы "до сих пор отказываются принять миссионеров и, по словам людей, знающих их, представляют собой народ дикий и бескультурный... Мне говорили, что они... по характеру храбры и бесстрашны".

Команчи

Самый могучий и воинственный народ Южных равнин, относящийся к юто-ацтекской языковой семье и состоявший из нескольких самостоятельных племен, каждое из которых делилось на множество общин. Во второй половине XIX века наиболее крупными племенами команчей были пенатеки, котсотеки, нокони, ямпарики и квахади. Команчи были признанными бойцами Южных равнин и на протяжении почти двух столетий наводили ужас на испанских, мексиканских, а затем и американских поселенцев. Ноа Смитвик писал: "Никто, кто имел возможность испытать храбрость команчей, никогда не назовет их трусами... Я не знаю ни одного случая, когда бы их воин покорился плену, -- они бьются до смерти". Среди врагов команчей в разные времена были испанцы, мексиканцы, американцы, юты, липаны, хикарийя, мескалеро и другие апачи, навахо, пуэбло, вичиты, кайовы, кайова-апачи, сиу, шайены, арапахо, арикары, канзы, кэддо, осейджи, па¬уни, тонкавы, техасы (племя, вымершее в начале XIX века), кикапу, делавары, сауки, фоксы, крики, шауни, чероки, чокто, чикасо, семинолы, хавасупаи и даже каранкавы.

Кри равнинные

Кочевое алгонкиноязычное племя Северных равнин. Основными врагами равнинных кри в XIX веке были черноногие. Главной причиной нападений кри на черноногих было огромное количество лошадей, которыми те владели. Начиная с 1850-х годов стали исчезать бизоны -- основной источник пропитания, вынудив племена вторгаться на чужие территории в поисках бизоньих стад, что приводило к постоянным столкновениям. Последняя крупномасштабная битва между кри и черноногими произошла в 1870 году, но вражда, прерываемая короткими перемириями, продолжалась до середины 1880-х годов. С белыми людьми равнинные кри обычно поддерживали мирные отношения, хотя иногда случались мелкие стычки. Но в 1885 году они приняли участие в восстании метисов Луи Риля в Канаде.

Кроу

Воинственное сиуязычное племя Северных равнин. В прошлом кроу были единым народом с полуоседлыми хидатсами, но затем отделились и ушли на запад, став типичными кочевниками. Тем не менее чувство родства между двумя племенами было достаточно высоко, и еще в начале XX века они иногда говорили друг о друге, как об одном народе. В XIX веке племя разделилось на две основные группы: Речные кроу и Горные кроу. Кроме того, существовала третья группа, так никогда и не ставшая полностью самостоятельной, -- Пнутые в Животы. В разные времена кроу воевали с большинством своих соседей и отдаленными племенами, среди которых были черноногие, гровантры, сарси, кри, ассинибойны, оджибвеи, сиу, шайены, арапахо, арикары, шошоны, банноки, плоскоголовые, неперсе, кутеней, пен д'Орей и другие. Многие белые современники не раз с опаской отмечали, что жестокие войны с сиу, шайенами и черноногими, несомненно, приведут к тому, что племя вскоре исчезнет с лица земли, но кроу были столь великолепными бойцами, что этим опасениям не суждено было сбыться. Капитан Вильям Кларк писал в 1881 году: "Тот факт, что они (кроу. -- Авт.), будучи окруженными могучими врагами, смогли удержать в своем владении такой ценный участок земли, несомненно, говорит о ловкой стратегии и храбрости этих людей". С белыми людьми кроу были весьма дружелюбны, особенно во второй половине XIX века, но в его начале нередко грабили и избивали торговцев и трапперов1 . В 1870-х годах воины кроу часто служили разведчиками в войсках США во время кампаний против враждебных сиу и шайенов.

Липан-апачи

Атапаскоязычное племя, до середины XIX века считавшееся едва ли не самым свирепым и жестоким народом на Южных равнинах. Берландиер писал в 1828 году: "Многочисленные убийства, совершенные ими по обеим сторонам реки Рио-Гранде, стали причиной ненависти к ним всех обитателей этих земель... Их жестокость настолько отвратительна, что никогда не будет принята за исторический факт". Кроме того, существует много упоминаний о практике каннибализма среди них в XVIII веке. Они всегда поддерживали дружеские отношения с родственными мескалеро-апачами, но сражались с хикарийя-апачами и союзными им ютами. С команчами и вичитами липаны обычно были в состоянии жесточайшей войны, и часто выступали против них в союзе с испанцами, мексиканцами, а затем и американцами. Враждебные отношения с команчами и вичитами продолжались до конца дней их свободы, и, несмотря на небольшую численность, липаны зачастую оказывали им достойный отпор.

Манданы

Полуоседлое сиуязычное племя. В 1837 году эпидемия оспы практически полностью уничтожила племя, сократив численность племени с 1600 человек до нескольких десятков. Деревни манданов на протяжении многих лет служили своего рода ярмарками, куда приходили племена кочевников, чтобы поторговать с ними, обменять шкуры и мясо на продукты земледелия и ружья. Наиболее тесные отношения манданы поддерживали с хидатсами, в отличие от которых были достаточно миролюбивым племенем, что отмечали все современники. Они сражались с сиу, шайенами, ассинибойнами, кри, оджибвеями, черноногими, арикарами и другими племенами. С белыми людьми манданы поддерживали дружеские отношения, и белые торговцы и путешественники порой оставались у них, чтобы переждать зиму. Начиная с 1866 года многие мужчины манданов служили в армии США в качестве разведчиков и проводников.

Миссури

Полуоседлое сиуязычное племя. Первым, кто упомянул миссури под этим названием, был Жутель (1687 год). К 1829 году в результате эпидемий и войн с омахами, понками, сиу, осейджами, канзами и скиди-пауни, племя сократилось до 80 человек, и в 1833 году было вынуждено присоединиться к ото. Хотя миссури жили вместе с ото в одной деревне, они подчинялись своим вождям. В результате малочисленности в военной истории Великих равнин XIX века миссури не сыграли какой-либо заметной роли, и об их военных обычаях практически ничего не известно.

Оджибвеи равнинные

Равнинные оджибвеи являются частью крупного алгонкиноязычного племени, обитавшего в лесном регионе восточной части США. Последний народ, переселившийся с востока на Великие равнины. Также известны, как западные оджибвеи, солто, сото и банги. Только к 1830-м годам они стали настоящими равнинными индейцами, переняв большинство элементов равнинной культуры. После их появления на Великих равнинах они настолько тесно стали связаны с равнинными кри, что соседние племена даже не различали их как два разных народа. Соответственно, их военная история мало отличается от истории равнинных кри.

Омахи

Полуоседлое сиуязычное племя, первые упоминания о котором появились еще в конце XVII века. Омахи сражались, и порой весьма успешно, с сиу, шайенами, падуками, пауни, ото, понками, сауками, фоксами и другими племенами. В конце XVIII века, до того, как племя сильно по¬страдало от эпидемий, оно представляло серьезную силу на Равнинах и участвовало во многих крупных сражениях. В XIX веке омахам не раз приходилось сталкиваться со своими врагами в кровавых схватках, иногда выигрывая их, иногда нет. Особенно они страдали от нападений сиу.

Осейджи

Полуоседлое сиуязычное племя, делившееся на три части: Великие осейджи, Малые осейджи и Арканзасская община. Воинские качества осейджей признавались всеми врагами. Они воевали с команчами, кайовами, кай¬ова-апачами, вичитами, сиу, шайенами, арапахо, чероками, пауни, айовами, ото, миссури, сауками, фоксами и многими другими племенами. С белыми людьми в XIX веке осейджи обычно сохраняли дружественные отношения, хотя иногда грабили одиноких путешественников.

Ото

Полуоседлое сиуязычное племя. Об этом племени известно крайне мало. Как отметил Вильям Уитмэн в 1937 году: "Мы не можем обсуждать материальную культуру ото, поскольку от нее ничего не осталось". Ото упоминались белыми путешественниками и исследователями еще в конце XVII века. Они сражались с сиу, шайенами, арапахо, канзами, осейджами, пауни, понками, омахами, сауками, фоксами, айовами и другими племенами. Впоследствии для большей безопасности племя объединилось с миссури. В равной схватке ото считали себя лучшими воинами, чем пауни, и даже после 1840 года, не задумываясь, сражались с ними, если их задевали. Однако, несмотря на периодические схватки с индейскими противниками, ото мало выделялись в военной истории Равнин, в большинстве случаев лишь защищаясь от более могущественных врагов, хотя некоторые путешественники отмечали среди них прославленных воинов, чьи боевые заслуги действительно были значимыми.

Пауни

Пауни были одним из наиболее воинственных племен Великих равнин и представляли собой союз четырех родственных кэддоязычных племен: киткехахки, чауи, питахауират и скиди. Сами себя пауни называли чахиксичахикс -- мужчины из мужчин. Скиди-пауни были единственным племенем Равнин, приносившим человеческие жертвоприношения, оставив эту практику только в 1830-х годах. Основными чертами пауни были агрессивность по отношению к своим краснокожим соседям и дружелюбие к белым людям, что, несомненно, было вызвано политическими соображениями. В начале XIX века пауни, подобно многим другим племенам, иногда грабили белых путешественников, но к 1840-м годам ситуация полностью изменилась. Джордж Гриннел так писал о них: "Я был до глубины души поражен характером пауни, достойным самой высокой оценки". Батальон из сотни разведчиков пауни, служивших в армии США с 1864 по 1877 год, сыграл важную роль в войнах с враждебными племенами Равнин. Они сражались не только со всеми своими соседями, но и со многими отдаленными народами. Среди их врагов были сиу, шайены, арапахо, кроу, понки, омахи, канзы, ото, осейджи, айовы, юты, команчи, кайовы, кайова-апачи, вичиты, кэддо, а также переселенные на Равнины чероки, шауни, крики, семинолы, делавары, сауки, фоксы и кикапу.

Понки

Полуоседлое сиуязычное племя. Первое упоминание о них относится к 1785 году. В нем отмечалось, что они "от природы свирепые и жестокие, безжалостно убивающие всех, кого встретят на своем пути. Хотя если они встречаются с превосходящими силами, то стараются заключить мир. Другими словами, хотя понки имеют не более 80 воинов, дружат они лишь с теми, с кем принуждают их дружить обстоятельства". Слишком маленькая численность племени не позволяла понкам принимать активного участия в межплеменных войнах.

Сарси

Маленькое кочевое атапаскоязычное племя Северных равнин. Один из белых современников так писал о них в начале XIX века: "Эти люди имеют репутацию храбрейшего племени на всех Равнинах, осмеливающегося противостоять лицом к лицу врагам, в десять раз превосходящим их по численности, в чем я лично мог убедиться во время своего пребывания на этой территории". Сарси воевали с кри, кроу, кутеней, плоскоголовыми, шошонами и ассинибойнами. Они были единственными верными союзниками черноногих на протяжении всего XIX века. Ранние путешественники иногда даже считали сарси не отдельным народом, а четвертым племенем конфедерации черноногих.

Сиу

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и соответственно принадлежали к сиу¬язычной семье. Их ранняя история ничем не отличалась от истории других племен сиу (дакотов), но после миграции на Великие равнины, произошедшей в конце XVIII века, они стали действовать независимо от своих восточных родичей, а их культура полностью изменилась. Равнинные сиу были также широко известны как лакоты и тетоны и состояли из семи самостоятельных племен: 1) оглалы (Разбрасывающие); 2) миниконжу (Сажающие семена у речных берегов); 3) брюле, или сичангу (Обожженные Бедра); 4) охенонпы (Два Котла); 5) итазипчо (санс-арк, Без Луков); 6) сихасапы (Черноногие сиу); 7) хункпапы (Ставящие палатки в оконечностях лагерного круга). Самыми крупными из этих племен были брюле и оглалы. Равнинные сиу воевали с хидатсами, манданами, арикарами, шайенами, арапахо, кайовами, понками, омахами, пауни, осейджами, черноногими, сарси, гровантрами, кри, равнинными оджибвеями, ассинибойнами, кроу, ото, миссури, айовами, осейджами, канзами, шошонами, банноками, кутеней, ютами и плоскоголовыми. Для сиу было очень сложно сохранять продолжительный мир с кем-либо из соседних племен -- они были слишком многочисленны, воинственны, разбросаны на огромной территории и управлялись разными людьми. Сиу всегда были яростными и храбрыми воинами, доказав это в многочисленных битвах с индейскими врагами и американскими солдатами. Отношения с белыми людьми до начала эмиграции на Дальний Запад (современные штаты Орегон, Невада, Калифорния) складывались достаточно миролюбиво, хотя иногда мелкие группы путешественников подвергались нападениям с их стороны. К началу 1850-х годов эти отношения начали портиться, а к 1860-м переросли в широкомасштабную войну, продолжавшуюся до конца 1870-х годов. Самое крупное сражение между сиу и американской армией произошло 25 июня 1876 года, и стало известно как битва на Литтл-Бигхорн. В нем вместе с союзными шайенами они разгромили и полностью уничтожили отряд генерала Джорджа Кастера. Всего в том бою было убито приблизительно 253 солдата и офицера и 43 ранено. Потери индейцев составили около 35 убитыми. Красивый Щит, женщина кроу, вспоминала: "Все лето окружающие поле битвы земли воняли трупами, и мы даже были вынуждены перенести свои лагеря подальше оттуда, потому что не могли вынести этого запаха... В течение более года (после битвы), люди моего племени находили останки солдат и сиу в окрестностях реки Литтл-Бигхорн".

Тонкавы

Тонкавы являются наиболее важным и единственным выжившим племенем из всей тонкавской языковой семьи. Они получили широкую известность благодаря стойкому пристрастию к каннибализму, сообщения о котором появлялись даже во второй половине XIX века. Помимо собственно тонкавов, племя состояло из остатков йохуанов, мейейе, эрвипиами, кавов, эмето, санов, кантонов и других народов. В XVIII веке они были воинственными кочевниками, имели достаточно лошадей и были искусными наездниками. Страшные эпидемии новых болезней и постоянные нападения со стороны команчей и других враждебных индейцев сильно сократили их численность, что отразилось на боеспособности. Берландиер в 1828 году писал: "Сегодня они представляют собой горстку бедствующих несчастных краснокожих". Пристрастие тонкавов к каннибализму вызывало такую ненависть среди окружавших их племен, что несколько раз племя едва не было уничтожено полностью.

Хидатсы

Полуоседлое сиуязычное племя, близкородственное кроу. Состояло из трех частей (или подплемен) -- собственно хидатсов, аватикса и аваксави. Впервые упоминается в конце XVIII века, а после 1781 года в деревнях хидатсов практически все время находился кто-нибудь из белых торговцев. В 1837 году племя пострадало от эпидемии оспы, хотя не столь ужасно, как манданы, потеряв две трети от своей численности. Хидатсы были весьма агрессивным племенем и зачастую совершали очень длительные военные экспедиции. Их отряды проникали в Скалистые горы, где нападали на шошонов. Среди их врагов были сиу, арикары, ассинибойны, черноногие и некоторые другие племена.

Черноногие

Алгонкиноязычные черноногие, несомненно, были одним из самых агрессивных и могучих племен на всем североамериканском континенте. Название происходит от сиксинам -- черный, и ка -- корень слова оккатш -- стопа. Конфедерация черноногих состояла из трех родственных алгонкиноязычных племен: сиксики -- черноногие; кайны (от а-кай-на) -- Много вождей, более широко известные, как блады, от английского слова blood -- кровь; пикуни (от пи-кани) -- Грубо выделанные шкуры, также известные как пиеганы. Обычно все три племени конфедерации обозначались белыми современниками под единым термином черноногие. С начала XIX века черноногие вели непримиримую войну с американцами, проникавшими на их территорию. К середине 1830-х годов американским торговцам удалось добиться относительно спокойных отношений с племенами черноногих, но их едва ли можно было назвать мирными, и столкновения продолжались до середины века. Несмотря на то что официальной войны между США и черноногими никогда не было, в XIX веке от рук воинов племени погибло не меньше граждан страны, чем в любой из известных войн с равнинными индейцами. По словам Вислизенуса: "Черноногие -- ужас трапперов и путешественников... Они считают себя властителями мироздания и ведут войну со всеми, кто не подчиняется им. Из-за их смелости и безрассудства их боятся все". Фрэнсис Виктор в 1870 году писал: "Такими были черноногие тех времен, о которых мы пишем (первая половина XIX века. -- Авт.), не изменились они и сегодня, что могут подтвердить многие рудокопы Монтаны, пострадавшие от их рук". Черноногие воевали со всеми окружающими племенами, и до 1880-х годов мир между ними и каким-либо другим племенем, кроме сарси, был скорее исключением, чем правилом. Среди врагов конфедерации черноногих в XIX веке были следующие племена: ассинибойны, гровантры (с 1861 года), кри, оджибвеи, кроу, арикары, хидатсы, манданы, сиу, шайены, арапахо, неперсе, пен д'Орей, кер д`Алены, кутеней, плоскоголовые, шошоны, банноки.

Шайены

Алгонкиноязычное племя кочевников, состоявшее из двух народов -- тсистсистас и сутаи. Первые составляли основную часть племени. Шайены в разные времена во¬евали с сиу, оджибвеями, кри, ассинибойнами, черноногими, сарси, кроу, гровантрами, ютами, шошонами, банноками, арикарами, хидатсами, манданами, понками, канзами, ото, миссури, омахами, осейджами, пауни, команчами, кайовами и кайова-апачами, потаватоми, сауками и фоксами. И белые, и индейские современники считали шайенов одними из самых яростных и храбрых бойцов. На вопрос, воины какого из враждебных кроу племен были самыми храбрыми, вождь Много Подвигов, не задумываясь, ответил, что ими были шайены. Капитан Вильям Кларк в 1881 году писал: "Они (шайены. -- Авт.) храбро сражались за свою страну, и их история последних лет написана кровью. Невинные поселенцы испытали жестокое насилие от их рук... а их самих выслеживали, словно волков, и убивали, как бешеных собак... Сперва шайены дружелюбно относились к белым людям, но впоследствии стали одним из величайших ужасов границы". В первой половине XIX века племя разделилось на две ветви -- северную и южную. С 1860 по 1878 год шайены принимали активное участие в войнах с американцами вместе с кайовами и команчами на юге, и с сиу на севере.

Автор: Алексей Сергеевич Злыгостев.

http://historik.ru/books/item/f00/s00/z … t001.shtml

http://historik.ru/ "Historik.ru

0

2

ПОНКА (самоназвание — «священная голова»), индейский народ группы сиу в США. Численность 2,7 тыс. человек, из них 2,2 тыс. в резервации в штате Оклахома, 500 человек в резервации в штате Небраска. Говорят на языке понка. Распространён также английский язык. Понка — протестанты (методисты и баптисты).

В XVI веке понка вместе с омаха поднялись по реке Миссури. Отделившись в середине XVII века от омаха, понка обитали в различных местах на западе современного штата Миннесота и в штате Южная Дакота. Численность в начале XIX века 700—800 человек.

По договору 1858 понка были поселены в резервации на реке Ниобрара, перешли к фермерскому хозяйству. В 1868 на их землях были поселены дакота, а понка в 1876 переселены в резервацию на Индейской территории (современный штат Оклахома). Часть понка осталась на севере вместе с омаха и вскоре получила резервацию на севере штата Небраска. Современные понка сохраняют ограниченное самоуправление.

Традиционная культура типична для индейцев Восточных Великих равнин (см. Индейцы). Занимались ручным подсечно-огневым земледелием и конной охотой на бизонов.

Заняты работой по найму и мелким предпринимательством. На землях оклахомских понка открыты месторождения нефти и газа, что привело к обогащению части понка.

Племя делилось на 8 тотемных патрилинейных родов, один из которых — Сыновья белого — включал потомство от смешанных браков с белыми торговцами. Различались 3 категории вождей: большие, составлявшие общеплеменной совет, малые (военачальники и члены родов больших вождей) и «внуки» (отличившиеся воины). Семья большая. Счёт родства патрилинейный.

Традиционные культы — шаманство, промысловые, личных духов-покровителей, священной трубки, пережитки аграрных обрядов. Существовала развитая мифология.
Фото:
Плеть.Вождь понко 1858г
Белый Орел,Вождь понков
флаг народности понка (Оклахома)

увеличить

увеличить

увеличить

+1

3

ШАУНИ, шауануа (самоназвание — «человек юга»), индейский народ группы алгонкинов в США (в основном в штате Оклахома). Численность около 3 тыс. человек. Язык шауни (шони) с диалектным членением по трём современным группам. Вытесняется английским языком. Шауни — в основном баптисты.

Предположительно, в конце XVII века были вытеснены ирокезами из долины реки Огайо, в дальнейшем отличались сильной раздробленностью и подвижностью. Ареал миграций возникших групп простирался от Великих Озёр до Алабамы и Джорджии на юге и рек Саскуэханна и Делавэр на востоке. В ходе миграций контактировали с мускогами и др. В начале XVIII века большинство шауни соединилось в Восточной Пенсильвании, во второй половине XVIII века — в Огайо. С конца XVIII века рассеяны несколькими группами в бассейне Миссисипи. В XIX веке мигрировали на Индейскую территорию (современный штат Оклахома), где образовалось три группы: восточные (переселились в 1831 из штата Огайо на северо-востоке Оклахомы вместе с сенека, от которых отделились в 1867), чирокские (первоначально переселились в резервацию в Канзасе, в 1869—70 объединились в Оклахоме с чироки) и так называемые отсутствующие (т. к. не жили в Канзасе при разделе резервации шауни), которые были вытеснены из Арканзаса и Техаса в 1836—39 в центральную Оклахому. К середине XIX века родовая организация шауни пришла в упадок, а затем эволюционировала в систему шести так называемых «именных групп» — неродственных тотемных объединений.

Традиционная культура типична для индейцев северо-востока Северной Америки (см. Индейцы). Занимались подсечно-огневым ручным земледелием (летом) и охотой (зимой), а также рыболовством, с начала XVIII века — также трапперством.

Современные занятия — фермерство, работа по найму, мелкое предпринимательство.

Существовали 12 патрилинейных экзогамных тотемных родов. Делились также на 5 патрилинейных родственно-функциональных групп (первоначально, возможно, локализованных), из которых чалака и тавикила ведали управлением (вождь племени принадлежал к одной из этих групп), кишпоко — военным делом, пекови — ритуалами, мекоче — лечением (знахарством). Имели дуальную потестарную организацию: племя и каждая из пяти групп имели «мирного» и военного вождей, составлявших племенной совет с участием старейшин (без права голоса). Военный вождь племени принадлежал к роду Великой Рыси. Параллельно существовали женщины-вожди — также «мирные» и военные, — ведавшие возделыванием маиса, некоторыми праздниками и церемониями. Женщина — «мирный» вождь племени имела право просить военного вождя отказаться от намеченного похода, могла даровать жизнь военнопленным.

Верховное божество — демиург и культурный герой, небесная женщина Наша Бабушка, или Папоткве («Облако»). Характерны церемониальные танцы (в том числе Пляски Весеннего и Осеннего хлеба), культ тайных «священных свёртков». Элементы традиционной культуры лучше сохранялись у «отсутствующих» шауни.

http://www.etnolog.ru/people.php?id=SHAU

увеличить

0

4

Абенаки (Abenaki)

Индейцы племени Абенаки проживали на нынешней территории США (Новая Англия) и Канады (Атлантические провинции Восточной Канады). В настоящее время (2007) Абенаки проживают в области Квебека (Канада) и штате Вермонт (США)

Абенаки и их предки жили на этой территории как минимум 10 000 лет и занимались сельским хозяйством: выращивали кукурузу, бобы, тыкву. Их поселения в основном располагались в долинах рек. Они также занимались охотой, ловили рыбу и собирали дикие плоды. В сельском хозяйстве рыбу часто использовали как удобрение.

Абенаки в течении года в основном жили большими семьями на летних стоянках; каждая семья занимала отдельные охотничьи территории, унаследованные от отца. Селились в основном у рек или побережья, чтобы было возможно ловить рыбу. Эти летние деревни были небольшими, в среднем в них проживало по 100 человек.

Многие Абенаки селились в длинных домах, с овальными крышами, но самое удобное летние жилище имело выпуклую форму (вигвам), покрытую корой. Зимой, покрытый корой вигвам имел коническую форму.

Абенаки не были объединены в политический союз, это скорее плмена, объединённые по географическому и лингвистическому принципу. Иногда несколько племён объединялись под властью одного sahem (вождя) для
войны, тем не менее центральной власти у них не было. Даже на племенном уровне власть вождей была ограничена, и важные решения о войне и мире обычно требовало собрания всех взрослых членов племени. Конфедерации Абенаки не было до 1670 года, до момента непрерывных войн с Ирокезами и английскими колонистами.

Нехватка центральной власти помогала Абенакам. Они в любой момент могли оставить своё поселение и уйти в отдалённые районы, вне досягаемости врагов. Это была стратегия, которая путала Ирокезов и англичан. Абенаки могли только исчезать, перегруппировываться, и затем контратаковать. Это была эффективная стратегия во времена войны, но это оставило впечатление, что Абенаки был кочевниками. С тех пор как Абенаки обычно отступали к Канаде в течение войны, в Новой Англии Абенаков вопринимали как канадских индейцев, которыми конечно они не были, но это служило оправданием для завоевателей, захватить большинство их земель в Штате Мэн, Нью-Хэмпшир, и Вермонт, без компенсации.
Только племена Пенобскот и Пассамакуодди подписали соглашения и держали часть их земли. Другие Абенаки были лишены земли. Однако, не было никакой "поездки в закат." В значительной степени невидимый за эти годы, Абенаки стали жить рассеянно в небольших поселениях.
Перед контактом с европейцами Абенаки (исключая Пеннакооков (Pennacook) и Микмаков (Micmac)), приблизительно насчитывали около 40 000 разделенных примерно на 20 000 восточных Абенаков; 10 000 западных; и 10 000 "морских".

После нескольких столетий эпидемий и войн, было меньше чем 1 000 Абенаки.

Население в настоящее время выздоравливало к почти 12 000 с обеих сторон границы.

В штате Вермонт, город Свентон живут Сококи (Sokoki) племя Абенаки, иногда упоминаются как Западные Абенаки. Sokoki - их родное слово для Западного Abenaki. Их первоначальное название, Вабанаки (Wabanaki), "те, кто живут в восходе солнца ", или "жители востока". Это племя, которые насчитывало около 1200 индивидуумов, было признано другими Abenaki в Квебеке как истинные Abenaki. Штат Вермонт расширил признание на племя в 1976, только отменил это в 1977 из-за протестов от охотников и рыбаков. Государственное признание включило специальную охоту и права рыболовства для поселений.

Несмотря на изъятие государственного признания, поселение Sokoki (Св.Фрэнсис) преследует федеральное признание; длинный и запутанный процесс. Чтобы утвердидться как функционирующее правительственную организацию, Abenaki приняли конституцию, установленны процедуры выборов для племенного совета и определил полномочия и обязанности(пошлины) племенного совета и руководителя, (Мистер Хомер Ст. Фрэнсис). 24 июля 1991, нация Abenaki приняла племенной флаг.
Флаг Abenaki - темно-зеленое напоминание Зеленых гор и полного зеленого изображения, которым Штат Вермонт обладает. На зеленой поле находится племенная печать. "Щит" печати - представление животного, скрываются, или олени или бобер, это не могло быть определено. Скрывающиеся животное коричневого цвета. Это имеет три символа, начинающиеся с красного солнца наверху. Ниже этого - пара синих волн, напоминая реки и Озеро Шамплейн и наконец - зеленый травянистый участок, имеющий два лиственный и три дерева хвои. Они напоминают пышные лесистые местности западного Штата Вермонт. Племенной флаг висит у главного входа Племенного офиса в Swanton.

Источник http://www.american-native-art.com/publ … enaki.html

Перевод Aleksisius

увеличить

увеличить

0

5

Сайт Народа Oмаха нз Небраски

http://ehealth.creighton.edu/commres_CommResponse.htm

Сайт Народа Осейджов

http://www.osagetribe.com/

0

6

Лала написал(а):

Сайт Народа Осейджов

Osage - в русской транслитерации - оседж. (оседжи - мн. ч.).
В связи с отсутствием единых правил транслитерации, а так же из-за того что названия индейских племен и народов происходят из разных языков и правила чтения у них разные, то очень много вариантов. Но наиболее правильным можно считать транслитерацию соответствующую правилам того языка, из которого это название произошло.
Например название Jicarilla - это испанское слово и читать его следует как "хикарилья", а не "джикарилла".

Очень рекомендую сайт - http://www.everyculture.com/North-America/index.html - где кратко, но четко и достоверно дано описание большинства индейских народов Северной Америки.

Отредактировано Михаил (13.04.2009 13:09:13)

0

7

Может кого заинтересуют ссылки о черноногих:

http://www.old-picture.com/indians/Blac … -Brave.htm
nanations.com/blackfeet/index.htm
http://www.native-languages.org/blackfoot_culture.htm

форум обсуждения Blackfoot
absoluteastronomy.com/.../Blackfoot (Blackfoot: Facts, Discussion Forum, and Encyclopedia Article

увеличить

+1

8

Спасибо всем! But my english is very bad! Еще раз для ясности: Blackfeet - это южные пиеганы (которые сейчас живут в США),  Blackfoot - это собственно сиксика, а Blackfoot Confederation вся народность в целом?

Отредактировано Пока Не Знаю Кто Я (07.10.2009 00:46:16)

0

9

"Blackfoot" это английский перевод слова "siksika", which чтоозначает "черная нога" ( из-за цвета их мокасин). Некоторые современные индейцы недовольны фривольным измененем этой формы во множественное число в англоязычной версии - "Blackfeet" . Но большинство  индейцев одинаково относяттся к тому и другому термину. "Blackfoot"  - чаще используют в Канаде, а"Blackfeet"  - в США
Этнографическая литература обычно использует термин Blackfoot, хотя американское и племенные правительства официально используют термин Blackfeet  или Blackfeet Nation .

Короче говоря, это  фигня вмсте с термином "сиу" придумана специально для нашей головной боли. Они себе живут и в ус не дуют, а мы тут головы ломаем кто из них блэкфУт, а кто - блэкфИт :)))

0

10

Спасибо, теперь понятно!

0

11

PS а в темках я бы все таки навел бы порядок. а то блэкфуты в рукодели... будешь искать по темам потом - врядли что-то найдешь:(

0

12

На этом сайте есть что почитать..

http://www.accessgenealogy.com/native/s … uments.htm

0

13

http://www.mesoamerica.ru/indians/north/

0

14

Конфедерация "черноногих" состоит из Северных Piikani (Aapatohsipikani), Южных Piikuni (Aamsskáápipikani), племя  Kainai (Blood), и племя  Siksika или более правильно Siksikawa . Южные "пикуни" расположены в Монтане, и других три племени расположены в штате Альберта (Канада). Вместе они называют себя Niitshtapi ("Настоящие Люди").

     Флаги четырех племен. Тот флаг, что слева внизу,собственно и принадлежит Южным пикуни( пиеганам ) или Blackfeet.

http://cs4133.vkontakte.ru/u38842939/98253992/x_87c77e08.jpg

0

15

извините что с таким опозданием-вопрос к земляку-украинцу и другим кто знает-откуда 4-е племя конфедерации черноногих-Piikani (Aapatohsipikani)
-всегда считал что их 3.

0

16

Привет земляк! Четвертое племя это тоже пикани (пиеганы), только южные, но живут они в Монтане. Это американские черноногие или Blackfeet. Остальные три племени находятся в Канаде, это канадские черноногие.

0

17

Что за фигня? не могу вставить ссылку???   http://yomi.mobi/egate/Blackfoot

0

18

земляку-большое спасибо-разьяснил-буду вкурсе.если есть наиболее ранние фото черноногих-не могли бы вы поделиться хотя бы парочкой изображений,поместив их прямо на форуме?

0

19

Я ранних не встречал, разве что картины Кетлина и Бодмера, а фотки видел в основном начала 20 вв.
Смотри здесь:http://sirismm.si.edu/siris/top_images/ … 2_2007.htm Все, работает.
У меня у самого много вопросов по черноногим, например какие были отличия во внешнем виде племен конфедерации?

Отредактировано Пока Не Знаю Кто Я (20.11.2009 01:25:37)

0

20

Отличия кого от кого? среди самих черноногих или  от соседей?

По северным равнинам отличный фотоархив тут - http://www.lib.montana.edu/digital/nadb/

0

21

Среди самих черноногих. Архив очень интересный ! :)

0

22

С черноногими чего-то не очень, особенно - с ранними. Может вот эти фотки подойдут? :rolleyes:

увеличить

увеличить

Отредактировано Котёна (20.11.2009 01:59:06)

0

23

Загляните вот сюда http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/, здесь очень много фото черноногих и не только :rolleyes: .

увеличить

увеличить

увеличить

0

24

Смотрю на фотографии, смотрю и думаю: это фотографы такие неумелые или индейцы просто роста невеликого?

Если кому интересно и кто не знает, вот ссылочка на книгу Э. Шевалье "Черноногие" - http://bookz.ru/authors/e-6eval_e/4ernonog_211.html

Сама ее не читала пока, если это полный отстой - извиняйте :huh:

Отредактировано Ншо-Чи (Ясный День) (20.11.2009 14:01:56)

0

25

Vopros konesno interesny! Kak mne licno kazetsa indejcy v bolsenstve svojom byli nevysokimi i chudymi pokrajnej mere do perioda rezervacyj! Mnenije eto slozilos posle prosmotra sochranovsichsja muzejnych exponatov odezdy i obuvi vsjo sto ja videl na moj vzgljad ocen malenkova razmera- kak mokasiny tak i leginsy i rubachi!!! Je so svoimi 175cm rostom i 43rozmerom nogi necevo iz vidennych mnoj vesej na sebja by nesmog natjanut! A moji rozmery srednenkije dlja jevropejca jesli ne malenkije!

0

26

chotja vozmozno ja i osibajus:-) kto boleje kompetenten v etom voprose podskazite neuzeli sochranivsijesja vesi v muzejach vse detskije??? :-)

0

27

Загляните вот сюда http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/new … eople1.htm Здесь опубликована статья "Биолого-антропологическая характеристика коренного доевропейского населения Америки " с описанием антропологических характеристик (в том числе и роста) всех подрас американских индейцев. Так вот, наиболее высокий рост (мужчины - 166-176, женщины - 158) наблюдался у племен, проживавших на территории от Аляски до Атлантического океана, ограниченной с севера тундровой зоной, а с юго-запада и запада — Скалистыми горами. Если говорить об общепринятой рубрикации длины тела человека, то это рост выше среднего и высокий. Для сравнения рост кроманьонцев был 165-177 см. Данные европейской археологии с Х по XIX  вв. говорят о том, что рост европейцев мало изменялся на протяжении этого периода времени (мужчины – 170, женщины – 158) . Однако, данные по второй половине ХХ века показывают, что теперь люди действительно стали выше на 8-12 см. Что касается размеров одежды и обуви, то они действительно были меньше и не только у индейцев, самой приходилось примерять одежду XIX в.  - не лезет. Видимо, люди были более миниатюрными, узкими в костях.

0

28

Котёна SPASIBO ZA SSYLKU!!! Da us :-) vse puti dlja tech kto chocet bolse o indejcach znat i  sam nachodit informacyju, vedut na Mesoamericu :-) :cool:  :flag:

0

29

Вот , что пишет Юрий Стукалин в "Энциклопедии военного искусства..." :"Кларк Висслер привел данные о среднем росте равнинных племен и их соседей, оперируя научными  измерениями, а не данными "на глазок", в отличие от ранних путешественников и исследователей.По его сведениям,средний рост шайенов составлял 174,5см. Следующими по росту были кроу и омахи- 173,2см, арапахо-172,8см.Средний рост сиу составлял 172,6см, равнинных оджибвеев-172,3см, черноногих-171,5см, пауни-171,3см, кайовов-170,9см, неперсе-169,7см,арикаров-169см. Самыми низкорослыми на Равнинах были команчи-всего 167,8см,а из племен Скалистых гор,тесно связанных с равнинниками, -юты,чей средний рост составлял всего 166,1см." Самыми высокими индейцами на Равнинах все современники признавали шайенов.

0

30

котена,земляк и все остальные-спасибо

0

31

C:\Documents and Settings\админ\Мои документы\Мои рисунки\Moses Keokuk,in Native Dress.jpg

увеличить

0

32

извините что не в тему-попробовал отослать на форум изобр-ие-получилосьюможет кому и фотка понравится. :writing:

0

33

C:\Documents and Settings\админ\Мои документы\Мои рисунки\OLD BRASS, BLACKFOOT.jpg
а теперь по теме.
C:\Documents and Settings\админ\Мои документы\Мои рисунки\445px-Big_Mouth_Spring-blackfeet.jpg

увеличить

0

34

C:\Documents and Settings\админ\Мои документы\Мои рисунки\OLD BRASS, BLACKFOOT.jpg

увеличить

0

35

Всем, хау! Замечательные статьи о племенах, но у меня возник вопрос о племени пен д Орей! А что это за племя, и что известно о нём? И очень хорошие фотки!

0

36

"Калиспел, пенд-д'орей (Kalispel, Pend d'Oreille)
Калиспел, пенд-д'орей. Салишский народ. Калиспел традиционно жили вдоль реки Пенд-д'Орей в североном Айдахо и северо-восточном Вашигнтоне. Соседи называли калиспел "плавающими по реке" или "людьми камаса". В долине Пенд-д'Орей камас рос в избытке и составлял значительную часть диеты калиспел, все остальное давала река. Калиспел состояли из верхних (восточных) и нижних (западных). Верхние калиспел в 1855 году уступили свои земли и переселились в резервацию флэтхэд (сэлиш) в Монтане, а нижние долго отказывались от договоров, в результате чего потеряли всю свою землю, получив крохотную резервацию лишь в 1914 году. Часть калиспел живет в резервации Колвилл в штате Вашингтон".

Информация с сайта "Месоамерикаглазами русских первопроходцев". http://www.mezoamerica.ru/ О нем здесь уже куча ссылок.

Это вот к тому, о чем говорили уже. О самостоятельном поиске ;)

0

37

Наманджигабо, спасибо за информацыю и за ссылку!

0

38

Добавлю чуток - В разных источниках калиспель и Пен д'Орейль упоминаються и как два разных, родственных племени, и как две группы одного племени, и как одно племя под разными названиями.
Кроме Kalispel и Pend d'Oreilles этот народ упоминается под названиями Kulleespelm,  Semteuse, Kaniksu.

0

39

еще вместе с Кутенаи и Салишами они составляли Конфедерацыю Нации Плоскоголовых

0

40

Ну и что бы путаницы не было уточню, что в данном случае речь идет о внутренних сэлиш.
Нужно отметить, что термин «сэлиш» фактически является экзонимом, то есть не употребляется самим народом по отношению к себе, в том числе и на официальном уровне, однако используется по отношению к ним внешними сообществами.

Внутренние сэлиш, которых принято относить к племенам Плато, это шусвап, лилуэт, сэлиш Томпсон Ривер, синаикст, кор д'ален, калиспель, кутенаи, синкьюс, оканаган и флатхед. Изначально, до резервационного периода, эти племена жили в районах современной Британской Колумбии, Монтаны, Айдахо и Вайоминга.

Береговые сэлиш (Coast Salish) группа индейских народов, а точнее около 80 племенных групп, проживающих в южной части Тихоокеанского Северо-западного побережья (Британская Колумбия, штат Вашингтон и Орегон), говорящих на 23 различных языках, относящихся к сэлишской или сэлишанской языковой семье (Salishan).
Береговых сэлиш принято подразделять на северных, центральных и южных.
Тут карта расселения береговых сэлиш - http://s45.radikal.ru/i110/1001/24/efa6a73e443a.jpg

А название Flathead или "плоскоголовые" внутренние селиш получили по ошибке. На самом деле они не практиковали деформации черепов, но на них распространилось это название, данное европейцами береговым сэлиш, у которых этот обычай был в ходу.

0

41

И вам спасибо за информацию!

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC