Форум Индейцев Белгородчины

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Индейцев Белгородчины » Этимология,племена,расселение » АРИКАРА,МАНДАНЫ,ХИДАТСА(Форт-Бертольд-"Деревня Как Рыболовный Крючок")


АРИКАРА,МАНДАНЫ,ХИДАТСА(Форт-Бертольд-"Деревня Как Рыболовный Крючок")

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

http://s7.uploads.ru/t/O2cbi.jpg

http://s7.uploads.ru/t/yLH2k.jpg

* ЧЁРНЫЙ МОКАСИН или Omp-se-hara  (Чернеющий Мокасин) родился около 1732 года. Он стал вождём Awatixa -хидатса (иногда их называют Minatare) из деревни Metaharta  (центральная) на реке Нож. Он упоминается в журналах экспедиции Льюиса - Кларка, как посещавший совет между вождями и экспедицией 29 октября 1804 года. Тогда он получил от Льюиса медаль  мира -25 ноября 1804 года: 
«Провел вечер с принцем Черными Мокассинами, вождём деревни гро-вантров». Мы также находим еще одну запись  знакомства Кларка 25 ноября 1805:  «Нас посетили Sho Inds и ряд других, вожди дали нам некоторое количество мяса, которое собрали их жены».
Летом 1832 года, когда художник Джордж Кэтлин пришёл к деревням на реке Нож. Черный Мокасин был одним из немногих, кто помнил Льюиса и Кларка и попросил Кэтлина: «передать его привет Кларку в Сент-Луис». Черные Мокасины умер в 1832 году в возрасте 100 лет.

0

2

http://s6.uploads.ru/t/2RrhO.jpg
http://s7.uploads.ru/t/JETPn.jpg 1832 деревня манданов у Форта-Кларк
Южные кри - в конце 18 века стали менее значимыми, как посредники в торговле мехом, и начали свою адаптацию к равнинной жизни. Для своего выживания они оказались в зависимости от охоты на бизонов, и стали поставщиками пеммикана  для других торговцев. Эта равнинная жизнь, обусловила необходимость использования лошадей, так что кри заключили союз с манданами на юге. Торговля  североамериканскими лошадьми постепенно двигалась к северу от мексиканского залива, где испанцы впервые в семнадцатом веке представили этих  животных. Кри продолжали поставлять манданам европейские товары, как, например, котлы, топоры, ружья и порох. В обмен на это, мандан поставляли кри сельскохозяйственные продукты: кукурузу, фасоль и табак. К середине девятнадцатого века кри потеряли свои позиции в качестве основных поставщиков европейских товаров для манданов, так как последние теперь могли вести торговлю непосредственно по внутреннему сообщению, создаваемому на их территории. С лошадьми, кри быстро адаптировались к новой жизни охотников на бизонов. Но торговля с манданами рухнула, и кри были вынуждены искать поставщиков лошадей в другом месте. 
                                           
     МАНДАНЫ И ОБСТАНОВКА НА МИССУРИ
                                           

Рейдеров кри и ассинибойнов, которые начали красть  коней из табунов своего «младшего» союзника мaнданов, атаковали силы значительно изменившиеся с 1730 года. К началу 1800 манданы уже перестали быть слабым партнером в этом военном союзе. Они превратились в мощную и агрессивную военную силу, ядром которой стали их посёлки. Когда Дэвид Томсон в 1797-98 посетил мaнданов, он описал лежащее в основе планировки нагромождение жилищ из которых состоят их деревни. Сидя на буйволиной шкуре в одном из этих домов он начертил на песчаном полу план английского города. В тишине манданы хозяева изучили его, покачивая головами, и заявили, что:
    «В таких прямых улицах мы не видим ничего полезного- ибо у жителей нет никакого преимущества над врагами, ведь ваши дома легко поджечь, а наши нет - они сделаны из земли. В ваших окнах видно всё тело целиком; наши круглые дома дают возможность держать круговую оборону. Врагам никогда не удавалось захватить нас, пока мы находимся внутри частокола; мы страдали только в тех случаях, когда отправлялись охотиться на открытой местности. Сиу несколько раз поджигали частокол, но огонь не вредил нашим земляным домам...»
Tомсон был вынужден признать, что «манера их строительства и расположение домов, вероятно лучше, потому что они строят для безопасности, а не для удобства».

   Опираясь на эту прочную основу, манданы укрепили свои оборонительные позиции, поддерживая постоянный запас провизии, на случай если атакующие силы запрут их в деревне, отрезав от выхода к бизоньим стадам. Они также приняли меры, чтобы гарантировать себе достаточную огневую мощь.
«Оружие и боеприпасы ... имеют очень важное значение для их защиты, и соответственно, у каждого человека имеется запас пуль и пороха, приготовленный на случай любых внезапных чрезвычайных ситуаций».
    Maнданы были охотниками на бизонов, эта деятельность привнесла в их конные войска порядок и согласованность, а постоянный поток оружия с северо-востока придал им новую уверенность, и позволил стать эффективной наступательной силой. Они даже организовали кампанию против сиу. Мир с хидатса (Minnetareе), кроу и шайеннами в 1806 году, вновь освободил мaнданов от их зависимости в объединении с кри-ассинибойнами, как единственным источником военной мощи.
    На фоне этой военной силы 17 ноября 1804 года мaнданами был созван совет, чтобы рассмотреть межнациональные отношения с кри и ассинибойнами, и определить, какой должна быть их политика в отношении этих беспокойных союзников. Обсуждение было длинным и сложным, и закончилось только на следующий день, когда ЧЁРНЫЙ КОТ, один из главных его участников, сообщил Льюису и Кларку, готовившимся зимовать в деревне, о результатах встречи.

    «...Совет постановил, что они(манданы) не будут возмущаться последними действиями Assiniboins и Knistinaux, пока не увидят, обманули их или нет, в своём обещании снабжать оружием и боеприпасами ...»
В ответ на это Льюис и Кларк посоветовали им «продолжать жить в мире, и что разнообразные товары, несомненно, будут к ним прибывать, но необходимо время, чтобы организовать торговлю». Первостепенной темой рассмотренной на совете, была настоятельная необходимость открытия и сохранения линий снабжения. Преступления кри и ассинибойнов должны быть проигнорированы, пока обещания белых исследователей не будут полностью реализованы. Только с приобретением надежного альтернативного источника европейских товаров, манданы могли себе позволить положить конец своей связи с кри и ассинибойнами.

     Чёрный Кот или Posecopsahe родился в середине 1700-х годов. Он был основным вождём верхней деревни манданов (Ру-Тар-хи или Nuptadi) как считается, расположенной на восточной стороне реки Миссури напротив от Стентона, Северная Дакота и к северу от современной Кол Крик(Coal Creek).
Черный Кот был основным вождём, когда экспедиция Льюиса и Кларка в 1804-1805 подошла по реке Миссури к его деревне.  28 октября 1804 он помог им  выбрать место для форта и зимнего лагеря недалеко от его поселения. Позднее в том же году 15 ноября, Черный Кот привёл вождя ассинибойнов Chechank (СТАРЫЙ ЖУРАВЛЬ), чтобы встретиться с ними и получить подарки. Тогда же американцы стали свидетелями ритуала "усыновления"  между манданами и посетившими их ассинибойнами, и атмосфера доброй торговли временно сглаживала отношения. Он стал постоянным посетителем американцев, и они часто обменивались подарками. Льюис и Кларк дали Черному Коту некоторое количество боевых топоров, рыболовные крючки и знак отличия. 8 февраля 1805 года, Черный Кот отдал капитану Льюису высоко ценимый лук из лосиного рога.
    По возвращении экспедиции с Тихоокеанского побережья (лето 1806) они пытались уговорить Черного Кота, сопровождать их на восток, но тот отказался от опасного путешествия через страну сиу. После возвращения, Льюис записал в своем дневнике:
"Этот человек обладает большей целостностью, твердостью, интеллектом и ясностью ума, чем любой другой индеец из тех, кого я встречал в этой области. И я думаю, с небольшим регулированием он может быть в дальнейшем полезным агентом для продвижения взглядов нашего правительства".
Он стал другом американцев, и хотя в 1806 году выразил гостеприимство по отношению к британцам, сохранял американский флаг, подаренный Льюисом и Кларом во время их визита.
    Обещания Льюиса и Кларка были основаны на предположении, что за их знаменем разведки быстро последует знамя торговли. В этом они были правы. В 1807 году Мануэль Лиза, соучредитель Меховой Компании Миссури, вступил в контакт с манданами и построил Форт Лиза на стыке рек Биг Найф и Миссури. Это сообщение сохранялось до 1812 года. Другие торговцы, такие как Рамсей Крукс, позже президент Американской Меховой Компании и его партнер Р. Маклеллан также действовали в этой области Миссури между 1807 и 1817.

    Эти первые годы американской торговли на Миссури проходили не без серьезных проблем. Брэдбери(J.Bradbury), американец, путешествовавший вверх по Миссури в 1809 году, обнаружил сиу, которые "ждали нас одиннадцать дней с намерением противостоять нашему продвижению”. В последовавшем совете, вождь сиу излагал причины оправдающие блокаду, утверждая, что «они находятся в состоянии войны с арикара (Ricaras), манданами и хидатса(Minaterees). Поэтому для них станет большим вредом, если эти племена будут снабжаться оружием и боеприпасами». Два года спустя Брэкенбридж(W.Brakenbridge), другой американский путешественник и  компаньон Лизы, имел подобный же опыт общения.
    Эта блокада с неравномерным успехом, продолжалась в течение следующих десяти лет. К 1820- м арикара начали пожинать её плоды. В 1823 году, они совершили роковую ошибку, убив тринадцать торговцев из бригады мехоторговца Эшли(WHAshley). После двух кампаний возмездия: первой во главе с генералом Ливенвортом(H.Leavenworth) и второй полковника Аткинсона( H.Atkinson), арикара угомонились, и Миссури открылась для безопасного прохода. Затем строительство западного сообщения продвигалось беспрепятственно. Джеймс Kипп построил пост для Колумбийской Меховой Компании, прилегающий к  деревне манданов. В 1828 году Американская Меховая Компания обошла их деревни, построив на стыке рек Йеллоустон и Миссури Форт-Юнион(Fort Union). Три года спустя компания построила Форт-Кларк(1830), самый известный из постов мaнданов.
    Эти военные события и появление безопасного притока товаров с юго-востока должны были привести к перестройке равнинных военных объединений. Но в 1804 году ещё существовал такой вариант, поскольку связь манданов с кри и ассинибойнами была основана на потоке европейских товаров с северо-востока. Не может быть никаких сомнений в том, что с появлением этого юго-восточного маршрута мaнданы обрели уверенность. А так  как грабежи кри и ассинибойнов продолжались, манданы освободились от своего нежелания наносить ответный удар по конокрадам.

    Даже если отношения между объединением кри-ассинибойнов и манданами стали более хрупкими, первые продолжали проводить массивные, хотя и не всегда успешные кампании против общего врага сиу. В 1806 году, после серии малых и безрезультатных сражений воины кри, ассинибойны и оджибве собрались в Черепашьих Горах(Turtle Mountains). Джон Таннер прибыл с группой из четырех сотен. "Мы были удивлены, когда узнали, что уже прибыла тысяча ассинибойнов, кри и оджибвеев".
    Эта большая группа начала свое путешествие, но страдала от разногласий. Таннер поясняет:
«Собрались люди с огромной территории, разного образа мысли, говорившие на различных языках. Никто из 1400 воинов не признавал распоряжения, шедшие в разрез с его желанием. Надо сказать, что обычно индейцы проявляют некоторое почтение к вождям и в какой-то мере подчиняются их приказам, но в большинстве случаев повинуются они только до тех пор, пока воля вождя полностью совпадает с желаниями тех, кем он руководит».
Индивидуально и  группами воины разбредались. Убийства и конокрадство вызвали дальнейшее разделение отряда, пока в течение двух дней марша к деревням сиу «их не осталось четыреста». В конце концов, они тоже повернули и пошли домой.

    Для манданов 1806 год начался мрачно. В июне Ч. Маккензи достиг их деревни и отметил, что:
    «Внешне страна Миссури выглядит красивой, но местные жители оказались мрачнее, чем обычно, как мы поняли, в связи с недавней гибелью некоторых из их молодых людей убитых в военной экспедиции, а также из-за отсутствия одного из отрядов, который ушёл отомстить за потери, и коклюш который бушует по всей стране.»
Весной 1806 года совместный отряд хидатса и манданов численностью в шестьсот человек отправился в рейд, чтобы отомстить за чью-то смерть. «Военный отряд отсутствовал почти два месяца, но привёз лишь три вражеских скальпа! Они устраивали парады в деревне на протяжении нескольких последующих дней, исполняя триумфальные песни и танцуя с тремя скальпами, привязанными к палкам.»
     К сожалению, Маккензи не определил кем был тот враг. В июле, однако, их положение заметно улучшилось. Сиу и шайенны прибыли в деревню мaндан-миннетаре и заключили мир. Совместный отряд хидатса и манданов из 900 человек направился торговать к стойбищу шайеннов и сиу. Несмотря на то, что цель похода была мирной, индейцы продвигались в боевом порядке, всегда готовые к внезапному нападению.
    «Мужчины ехали отдельно от женщин и детей, организовавшись в группы по шестьдесят четыре человека. Таких групп было одиннадцать, то есть общая численность воинов достигала примерно 700 человек... В таком построении караван ехал весь день: мужчины впереди, а женщины, дети и домашний скарб — позади. Боевой порядок и оружие воинов — луки со стрелами, копья, тяжёлые топоры, щиты — всё это навеяло мысли о глубокой древности, когда воевали наши далёкие предки».
     Хотя эти четыре племени разбили совместный лагерь, вспыхнуло большое волнение.
    «После некоторого времени ожидания в подвешенном состоянии,  нам [Александр Генри] сообщили, что шум произошёл из-за прибытия двенадцати ассинибойнов [под руководством Старого Журавля]. Группа этих людей пришла в деревню сразу после того как мы её покинули, и теперь пользуясь тем преимуществом, что Большие Животы и Манданы  многочисленнее, чем шайенны и сиу,  проследовала в лагерь по нашим следам. Шайенны, узнав о приходе ассинибойнов, были полны решимости их  убить, так как эти народы между собой, самые закоренелые враги. Но, так как они вышли на наш путь, то оказались под защитой нашей группы. Последние [мaнданы и миннетарии] были полны решимости, отстоять их и защитить».
К этому моменту, решение мандан 1804 года, похоже, оставалось неизменным. Хотя для созданного мира, прибытие группы Старого Журавля вызвало небольшие разногласия, никаких фактических боевых действий не произошло.
    Вполне возможно, что это соглашение между сиу и манданами было инициировано последними. Летом они и миннетаре начали войну против арикара. Возможно, мир был уловкой, чтобы изолировать эту нацию(сиу). Как долго существовала такая модель, точно не известно. В 1809 году вождь сиу, который говорил с Дж. Брэдбери, называл манданов в качестве одного из своих врагов, а после этого совета Брэдбери встретил военный отряд мандан-хидатса-арикара, направлявшийся на территорию сиу.

+2

3

http://s7.uploads.ru/t/RntbO.jpgвероятный Шехики
http://s7.uploads.ru/t/tq8Hx.jpg
Льюис и Кларк

                                                 ЭПОПЕЯ ВОЖДЯ МАНДАНОВ

ШЕХИКИ (Sheheke) также известный как БОЛЬШОЙ БЕЛЫЙ, или Койот родившийся примерно в 1765 году был основным вождём Metutahanke - мандан, которые жили в нижней деревне, ниже устья реки Нож на Миссури. Когда в 1804 году экспедиция Льюиса и Кларка  прибыла в область верхней Миссури, Шехики был одним из их первых посетителей, а затем помог  пережить зиму. В знак признания за помощь он получил медаль Мира США. Он принес им 100 килограммов мяса, а взамен они дали ему подарки и топор для его жены. Льюис и Кларк были особенно впечатлены его обширными познаниями в области географии региона. В один момент Шехики представил Кларку  набросок страны между деревнями манданов и Блэк-Хилс, в которую входила область реки  Йеллоустоун .
После возвращения Льюиса и Кларка с Тихоокеанского побережья, они пытались призвать некоторых руководителей пойти с ними на Восток, чтобы увидеть чудеса "Белой" цивилизации и встретиться с президентом Соединенных Штатов Томасом Джефферсоном.  Шехики согласился пойти, если с ним сможет идти его семья. Решение вождя удивило соплеменников, опасавшихся, что они их больше не увидят снова и вызвало бурную реакцию. Партия достигла вновь построенный Форт Беллфонтейн(Bellefontaine), недалеко от Сент-Луиса 22 сентября 1806 года. Шехики и его семью пригласили на склад, и обеспечили одеждой"белого человека". Группа оставалась в Сент-Луисе до октября, когда они отправились в Вашингтон. По ходу движения к ним присоединилась делегация вождей осейджей и вместе они путешествовали по Кентукки. Шехики и весь отряд прибыли в Вашингтон 28 декабря 1806 года.

    Во время визита в Вашингтон 7 апреля 1806 года умер вождь арикара – ОРЛИНОЕ ПЕРО(Arketarnawhar). В следующем году президент Джефферсон выразил соболезнования и направил подарки с прапорщиком Натаниэлем Прайором, который сопровождал вождя мандан Шехики обратно в деревню на реке Миссури.
     Шехики начал свой путь домой, выйдя из Сент-Луиса в мае 1807 года. Пытаясь сократить расходы, правительство выделило небольшой конвой во главе с прапорщиком Натаниэлем Прайором, 14 солдат и 34 торговца с обещанием торговли с манданами. Шехики не был удовлетворен своим эскортом и ждал, чтобы их сопровождала делегация вождей дакота  также возвращавшаяся из Вашингтона. Экспедиция достигла нижней деревни арикара  9 сентября 1807 и нашла племена  арикара и сиу  в состоянии войны с манданами.

    Прайор представил отчет, повествующий о "неблагоприятных обстоятельствах", которые привели к провалу его второй миссии. Во-первых, он был встречен силой примерно из 650 арикара и индейцев сиу все вооруженные ружьями и "воинственно настроены". Он узнал, что Мануэль Лиза и Джон Колтер со своей партией - прошли какое-то время назад, и продали арикарам несколько ружей и боеприпасы. Лиза, возможно, чтобы отвлечь немедленное нападение на его собственную группу, сказал индейцам, что вверх по реке идёт Прайор с Шехики, и что одна из двух лодок Прайора остановится для торговли с арикара.  Прайор был также предупреждён, что индейцы решили убить вождя мандан, поэтому он спрятал Шехики в салоне кильбота(keelboat) и подготовил своих людей к действию.
Прайор провёл совет с 35-летним вождём арикара СЕРЫЕ ГЛАЗА и вручил ему медаль мира, но чтобы успокоить вождя этого  оказалось недостаточно. Участники  поспешно отступили назад в лодку и направились к верхней деревне арикара. Воины нижней деревни последовали за ними, и встретили их в верхней деревне. Серые Глаза потребовал, чтобы торговцы остались и торговли прямо здесь, а Шехики был оставлен в качестве их пленника. Когда Прайор отказался, Серые Глаза бросил медаль мира в песок, и воины открыли огонь по солдатам. Одного из людей Шуто ударили прикладом ружья. Вспыхнуло сражение. Прайор отступил вниз по течению, преследуемый воинами, под градом пуль с обеих сторон реки. Примерно через час, после того как им удалось убить лидера сиу, сражение резко приостановилось. В отряде Прайора пострадали трое (в том числе Джордж Шеннон, чью левую ногу позже пришлось ампутировать), в то время как партия Шуто насчитала четыре убитых и шестеро получили ранения.

Прайор предложил сопроводить Шехики по суше, так как до его деревни Matootonha (или Mitutanka) оставалось три дня пути вверх по реке, но вождь отклонил этот вариант, поскольку его переводчик Рене Жюсум, был тяжело ранен, и вождь не хотел рисковать безопасностью своих жен и детей. Впоследствии,  Прайор считал, что для этого понадобилось бы не меньше 400 человек. Шехики с экспедицией вернулся в Сент-Луис и оставался в городе до весны 1808 года. Там, согласно Фредерику Бейтсу,  Шехики  «заставил всех поверить в то, что он «брат», а не «сын» президента».
Выступившей в мае 1809 года, второй экспедиции из 150 милиционеров и торговцев, числившихся за Миссурийской Меховой Компанией, удалось вернуть Шехики к своему народу  24 сентября 1809 года. Вскоре после возвращения, Шехики впал в немилость у соплеменников, из-за экстравагантных рассказов о Востоке и его отказа раздавать подарки, которые он привёз от американцев. В 1832 году Большой Белый был убит в своей деревне во время рейда сиу.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://s7.uploads.ru/t/zu4hG.jpg

0

4

http://s7.uploads.ru/t/MCK2w.jpgФорт-Кларк, рядом с деревней манданов
http://s6.uploads.ru/t/rWKj9.jpgторговые форты на реке Миссури
http://s6.uploads.ru/t/R6uE4.jpgзима 1833/34, Карл Бодмер
http://s6.uploads.ru/t/pw7ml.jpgвид на Фотр-Кларк и деревню манданов, Дж.Кэтлин
http://s7.uploads.ru/t/XyGo0.pngпланировка деревни у Форта-Кларк 1833/34
http://s7.uploads.ru/t/C2ENv.jpgрасположение деревень мандан и хидатса до эпидемии 1837

0

5

http://s6.uploads.ru/t/FAUyL.jpgдеревня арикара, Кэтлин
 
                                                            ИСХОД АРИКАРА

В 1822 году среди индейцев области Миссури шла война. Тетоны и шайенны вели кампанию против кроу, ри и манданов. Трения между сиу и арикара продолжились в следующем году, и военный отряд последних в мае 1823 пришёл в страну Дакота. Они напали на Форт-Рековери - пост Миссурийской Меховой Компании, построенный в 1820 году в устье Уайт-Ривер и поставлявший огнестрельное оружие для сиу - но были вынуждены отступить, потеряв одного или несколько человек. Убит был сын вождя Серые Глаза, что стало одной из причин, которые привели к «войне арикара 1823 года».

    Весной 1823 вторая промысловая бригада Уильяма Х. Эшли на двух кильботах направилась вверх по Миссури к реке  Йеллоустон и Скалистым Горам. С большой осторожностью они подошли к двум деревням ри, которые располагались на правом берегу Миссури примерно в 300 метрах друг от друга. С реки, села защищал бруствер. Эшли сошел на берег и начал переговоры. Его встретили на пляже два основных вождя МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ и СЕРЫЕ ГЛАЗА, которых он пригласил на борт своей лодки. Серые Глаза согласился, но Маленький Солдат отказался. Для Эшли это было благоприятным знаком, потому что вождь в течение 20 пошлых лет был известен как очень жесткий клиент, к тому же у него недавно был убит сын. Эшли вручил вождю кое-какие подарки и заявил, что у него нет ничего общего с компанией, которая убила его сына, но добавил, что Великий Отец в Вашингтоне хотел бы убедиться, что правосудие свершиться. Серые Глаза сказал, что проведет совет, а Эшли до его окончания должен оставаться на лодке. Той ночью Серые Глаза вышел на пляж и сказал им, что они останутся дружественными и будут торговать с ними».
После трудной торговли 31 мая, ночью во время перепалки в селе с участием местной женщины, произошло убийство одного из людей Эшли, и весь посёлок поднялся против охотников. На следующее утро, индейцы открыли огонь с укреплений своей деревни, убив пятнадцать человек из отряда Эшли и ранив еще девять, нанеся сокрушительный удар по планам Эшли на этот сезон. Остатки отряда ретировались вниз по реке.

После нападений арикара, правительство США послало против них из Форта-Аткинсон военную экспедицию. Армию США возглавлял полковник Генри Ливенуорт, в его отряде было 275 солдат, к ним присоединились около 50 трапперов и 750 воинов из племён сиу. Двигаясь вверх по реке Миссури, Ливенворт потерял два кильбота, семь человек, и тонны имущества, наконец 9 августа колонна приблизилась к деревням арикара. Добравшись до поселения противника, войска провели серьёзные приготовления к бою. На следующий день американцы попросили сиу не принимать участия в сражении, и после обстрела из орудий солдаты и трапперы атаковали арикара. Обороняющиеся укрылись в своих земляных домах и отстреливались. Во время бомбардировки был убит вождь СЕРЫЕ ГЛАЗА, арикара ранили несколько солдат, после чего американцы отступили. Трапперы и сиу были недовольны действиями военных и хотели атаковать деревню самостоятельно, но полковник не позволил им этого сделать. Ночью арикара незаметно покинули своё поселение и бежали.
http://s6.uploads.ru/t/7Xm2x.png
http://s6.uploads.ru/t/svgCt.jpgполковник Ливенворт

    «Дакота сожгли деревни Palani по эту сторону, (т.е. к северу) от устья реки Гранд. Мы атаковали первыми, потом стемнело. Вокруг деревни Palani были стены из брёвен, торчащих из земли. Ри ушли и пересекли Minisosa Wakpe . Дакота пошли следом и убили сорок из них, а затем вернулись. Еще немного убила тяжелая солдатская артиллерия, сказал мой дед. Дакота захватили много лошадей и зерна, потом собрались вместе и ушли в холмы, где нашли еще несколько Palan».
В ту ночь арикара сбежали, после длительного перехода в суровую страну Седдел Батт, они разбили лагерь в тридцати пяти милях к юго-западу от их старого деревенского дома на берегах Миссури. Они собирались оставаться там, пока не станет безопасно вернуться в свои селения. Охота принесла много мяса; сильное охранение сохранялось, в то время как разведчики направились далеко на юг, запад и восток. Эта группа племени арикара включала в себя около четырехсот семей, всего примерно три тысячи или больше человек, из которых примерно шестисот боеспособные воины. Сейчас, когда все их воины находились вместе, они не боялись сиу, но были сильно обескуражены, когда их разведчики сообщили о разрушении сел. Их верховные вожди быстро приняли решение навестить своих родственников, пауни, живших далеко на юге вдоль берегов рек Платт и Канзас. Арикара Красная Звезда сказал, что некоторые отправились вверх по реке, к селению манданов у Форта-Кларк. Семья матери пошла в эту деревню, его отец родился там - в 1828 и умер в этом же селении в 1860-м.

«После того как солдаты уплыли на лодках, мы(сиу) вернулись и сожгли села, потому что так сказал белый человек, который был с нами. Мы взяли много вещей и нашли там старую женщину. Это была мать Серых Глаз, её накормили. В летописях сиу 1823/24 год отмечен как «Зима, когда было много кукурузы». У них было обилие зерна, которое они получили в деревне ри.
Когда сёла арикара(Rickaree) на Миссури в 1823 году были сожжены, они отступили со своих земель, но вернулись на следующий год. Торговцы, считавшие, что арикара недостаточно наказаны, воодушевляли вождя янктонаев ВАНЕТА на войну с этим племенем, которые были тогда не в состоянии оказать сильное сопротивление. Он снова сжёг их деревни и изгнал из страны. Этими завоеваниями он укрепил и расширил свою власть. В результате Ванета утвердился на Миссури между арикара и манданами, где долго сохранял большую власть и влияние над своим собственным народом, а также некоторыми соседними племенами. Его правление было абсолютным, а приказ бесспорным.
«После этого мы больше не пускали арикара в страну Гранд-Ривер и жили там сами». Подразделения черноногих-сиу и хункпапа(Hunkpapa) очень скоро распространились и на их территории, достигнув далеко на севере реки Каннонбол. После этого манданы и хидатса редко приходили далеко на юг, за исключением военных экспедиций или кражи лошадей сиу. Район, лежащий между реками Харт и Каннонболл, стал «ничейной землей».
   Отец Вороньего Призрака «был частью ри(арикара). Когда-то давно у Padani(арикара- название сиу) были некоторые проблемы на Гранд-Ривер(имеется в виду война 1823 года)*. После этого Padani пошли навестить своих родственников пауни, живущих вниз по течению… Это путешествие не представляло большой трудности или необычных опасностей. Из той страны они пришли много лет назад, и снова в течение семи лет большая часть людей арикара оставалась там… Затем вернулись на эту дорогу и долго кочевали в окрестностях.
http://s7.uploads.ru/t/HXME7.jpg
http://s6.uploads.ru/t/4cguJ.jpgстычка арикара и манданов, Кэтлин

  Арикара по имени Солдат родился зимой 1831 года. Его народ жил тогда в деревне Собачьего Вождя через глубокий овраг от Восточного села на западном берегу реки Миссури. Эти посёлки сегодня называют  «Деревни Реки Гранд». Весной следующего года оба села арикара(Sahnish) с левого берега реки Миссури после двух последовательных потерь урожая и конфликтов с манданами уехали на юг, чтобы находиться ближе к своим родственникам скиди-пауни в Небраске на реке Луп(Loop), в области, называемой Широкая Река(Broad River). Они оставались с пауни в течение трех лет, подвергаясь там давлению со стороны белых и сиу.
Осенью 1836 года, люди Солдата начали путешествие обратно в свои земли. Именно на этом пути,  Солдат увидел своего первого "белого человека". Побывав на реке Роузбад, ту осень деревня провела на Окрашенном Холме(Painted Butte) за рекой Йеллоустон. Затем они проследовали на Литтл Миссури до гор Килдир, поблизости от которых провели зиму 1836-1837 и наконец, прибыли в деревни мандан и гро-вантров с 250 палатками, в пятницу 28 апреля 1837 года, всего за три месяца до эпидемии оспы. Они провели лето, охотясь с хидатса из деревень  реки Найф. Весь народ снова пошёл к манданам, которые пригласили их войти в свои деревни у Форта- Кларк и на реке Найф. Вместе с ними, они заключили соглашение о взаимном нападении и обороне против их общего врага сиу.
Этой осенью ушедшие арикара  поселились на западной стороне реки Миссури около Уошбарна(Washburn). Именно в это время,  эпидемия оспы 1837 года  ударила и по ним…. «у Hewahktokta (хидатса- Gros Ventre) случилась большая болезнь. Они получили её первыми. Тогда умерло очень много Mowatani (манданов).
…Когда Padani пришли к деревне у Форта-Кларк и остались там, через некоторое время их также настигла черная оспа. Брат моего отца и мать умерли там. Многие Padani умерли в пути. Они уходили быстро. Padani направились в Pahazizi (Слим-Баттс - Slim Buttes) и некоторое время  кочевали там. Когда арикара вернулись в Форт-Кларк, то гро-вантров уже не было. Они жили за рекой - это место сейчас называется Форт-Бертольд. Манданы тоже ушли. Гро-вантры переселились первыми».

    Фрэнсис Шардон- известный мехоторговец среднего уровня, был назначен в Форт Кларк - торговый пост построенный Джеймсом Киппом в 1830-31, примерно в трёхстах милях ниже Форта-Юнион на реке Миссури к югу от деревни манданов - и занимал там должность агента с 1834 по 1843 годы. В 1845 году Шардон вернулся в Форт Кларк, но обнаружил, что за время его отсутствия торговля  значительно пострадала. Он перебрался севернее, где построил Форт Джеймс для обслуживания хидатса и остатков мандан.  Aрикара, оставшиеся в Форте Кларк пришли в ярость и угрожали отомстить, пока им не пообещали собственных торговых представителей. В марте 1846 года Форт Джеймс был переименован в Форт-Бертольд. Шардону вскоре было приказано уйти с Индейской территории, в связи с обвинениями в незаконной продаже индейцам алкоголя (обвинение, которое можно было предъявить каждому торговцу в индейской стране).
В течение нескольких лет, арикара неплохо жили в деревне у Форта-Кларк, до тех пор, пока в 1851 г к ним не пришла новая эпидемия – холера, которая унесла много жизней. В 1856 году, четвертая вспышка оспы произошла в «Звёздной Деревне»(Star Village) на Бивер-Крик. Эта эпидемия и постоянные рейды сиу вынудили арикара в августе 1862 года переселиться в «Деревню Как Рыболовный Крючок»(Форт-Бертольд), в то время как некоторые оставались в Звездной Деревне на Бивер-Крик. Их встреча с оспой была последним ударом, который сделал народ Sahnish совсем слабым. Они потеряли почти половину своего населения.
Пожар 7 января 1839 уничтожил старые жилища манданов и арикара построили новую деревню, где оставались до отказа от Форта Кларк и уничтожения его в 1861 году. В 1862 они присоединились к манданам и хидатса в «Деревне Как Рыболовный Крючок».

http://s6.uploads.ru/t/nwDfm.jpg

******************************************************************************

0

6

"ЗЕМЛЯНОЙ ДОМ"
http://s7.uploads.ru/t/xmSku.jpg
http://s6.uploads.ru/t/Y3CzT.jpghttp://s7.uploads.ru/t/m7IRg.jpg

http://s6.uploads.ru/t/dIx1a.jpg
http://s6.uploads.ru/t/s8Kdc.jpghttp://s7.uploads.ru/t/yS4Nf.jpg

http://s7.uploads.ru/t/fiULs.png
http://s6.uploads.ru/t/Nl3yS.jpg
http://s7.uploads.ru/t/Se7Lg.jpg

+1

7

http://sa.uploads.ru/t/u8Go3.jpg Четыре Медведя, сын Хорошего Мальчика и отец Атакующего Орла, семья вождей манданов

* ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК * Мандан* конец 1700-ых - 1837* вождь  Хороший Мальчик или Сук-Ши родился в конце 1700-х годов. Он стал начальником деревни На-а-Slant (около современного Стэнтон, С. Дакота.) после первой эпидемии оспы у мандан. Хорошему Мальчику приписывают объединение мандан в центральной деревне и восстановление их известности в регионе после первой эпидемии оспы. Он был отцом знаменитого вождя манданов ЧЕТЫРЕ МЕДВЕДЯ и продолжал руководить в Форте-Кларк в течение девяти лет, пока в 1837 не разразилась эпидемия оспы.

http://sa.uploads.ru/t/9gGL8.jpg

АТАКУЮЩИЙ ОРЁЛ, вождь манданов (1829 - 1900).
Атакующий Орёл родился в 1829 году - сын знаменитого вождя манданов ЧЕТЫРЕ МЕДВЕДЯ и Коричневой Женщины (мандан), Форт-Кларк. Свои первые восемь лет провёл в деревне у Форта-Кларк, созданной его дедом ХОРОШИМ МАЛЬЧИКОМ. На протяжении всей своей молодости он был известен под именем ПЛОХОЕ РУЖЬЁ, которое получил от деда. Родители Атакующего Орла умерли в 1837 году во время  эпидемии оспы, которая опустошила племена региона.
После этого, Атакующий Орел и две его сестры стали жить с их родственницей «Синий Жук» и ее мужем «Кишки» (хидатса) в деревне хидатса на реке Нож. Следующим летом они переехали в деревню «Скала», а затем спустя год через реку в «Деревню Погибших Детей». В возрасте десяти лет Атакующий Орел стал воином, защищая своё поселение от атаки дакота.
    К 1845 году он жил в деревне Как-Рыболовный Крючок. В 1850 году он получил охотничьи и военные амулеты, которые носил в волосах - наудачу. Атакующий Орёл также присоединился к возрастной группе обществ - Черный Рот и обществу Бизона. Позже он продал свои права на членство в  обществе Черный Рот, чтобы получить священную накидку отца, которая была расписана радугой, и использовалось в «Церемонии Вызывания Дождя». В 1852 году Атакующий Орел участвовал в своем первом Naxpike -  Танце Солнца. Ему пронзили грудь, и он висел всю ночь, пока не оборвался, его обучал по «старому способу» ХОРОШАЯ МЕХОВАЯ НАКИДКА. За свою жизнь он принял участие в Naxpike еще шесть раз. К 1859 году Плохое Ружьё заслужил после взятия в бою вражеского скальпа, имя Атакующий Орёл. Имеется много толкований этого имени, таких как: Летающий Орел, Бегущий Орел, Поспешный Орел и Орел, Которого Преследует. Сегодня наиболее часто используемая интерпретация Атакующий Орел.
    27 июля 1866 года Атакующий Орёл подписал соглашение в Форте- Бертольд после КРАСНОЙ БИЗОНЬЕЙ КОРОВЫ в качестве второго вождя манданов. В 1874 году его выбрали делегатом, представлять три племени агентства Форта-Бертольд в Вашингтоне, округ Колумбия. Правительство США планировало военную экспедицию против сиу, шайеннов, арапахо - и хотело иметь поддержку племён Форта- Бертольд. Атакующий Орел был против этой идеи и сумел отложить экспедицию на год.

*Другими делегатами и присутствующими были: манданы, Танцующий Флаг и Бегущее Лицо; Час Пакена(Packenau переводчик); арикара: Сын Звезды, Бычья Голова(Bullhead), Чёрный Лис(Black Fox), Питер Бичемп(Beauchamp переводчик).
Именно в это время Атакующий Орёл женился на женщине хидатса по имени  Женщина-в-Воде. В 1878 году Атакующий Орел был назначен начальником рабочей группы. Он также служил лейтенантом  США индейской полицейской службы с 11 августа 1881 по 30 июня 1883 с одним месяцем перерыва в июле 1882 года. В конце концов он стал судьёй  индейского суда по правонарушениям и служил в этом качестве между 1881 и 1886 годом. Примерно в это же время, индейский агент Форта-Бертольд  Уильям Кортни описал его "беспокойный нрав и беспокойный язык". В 1897 году он взял свой надел и переехал в район Литтл-Миссури, чтобы в свои последние годы находиться рядом с сыновьями.
    В 1898 году Атакующий Орел, Тощий Волк и Раненое Лицо запросили у правительства разрешения посетить Вашингтон, округ Колумбия, чтобы получить справедливую компенсацию за земли, занятые во время строительства железной дороги через резервацию.
В память о нём, многие достопримечательности носят его имя: залив Атакующий Орёл на озере Sakakawea, округ Атакующий Орёл, и как память одного из вождей Четыре Медведя - Мост медведей.

******************************************************************чего-то изображения не грузятся...
*АТАКУЮЩИЙ ОРЁЛ, вождь манданов https://vk.com/public51623536?w=wall-51623536_389

Отредактировано ГРИН (19.10.2014 15:28:13)

0

8

http://se.uploads.ru/t/wh98i.jpg
*Священный Кедровое Дерево и Камень Арикара, 1872

…Когда я показал вождю янктонаев Красной Рыбе (Hogan Luta) фотографии деревень арикара и мандан, сделанные пятьдесят лет назад, он сказал:
«Это деревенские люди. Как-то раз я пошел с несколькими друзьями нанести им визит. Вот их Священный Типи. Мы пошли в тот дом. Там проходила магическая церемония.
Женщина была покрыта белой буйволиной шкурой с рогами. Шаман ножом обрезал по локоть ее руку и выбросил руку на кучу старых бизоньих ног и лап. Затем опять накрыл ее, а когда сдёрнул накидку прочь, она снова была со своей рукой. Полностью здоровая. Потом он выстрелил в тело другой женщины, чуть выше бедра. Кровь хлынула из двух ран, ее носа и рота. Тогда она умерла. Он подул ей в рот. Кровь брызнула снова, и у неё всё стало в порядке. Он взял горячий железный штырь от вагона и ясно просунул его сквозь голову от одного уха через другое. Но не испытал никакой боли. Он расколол человеку руку вдоль, до лица, но тому не было больно, а затем сложил её снова.
Это был очень Святой Человек. Он постоянно разговаривал с духами».

0

9

*НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ВОЖДИ АРИКАРА

http://se.uploads.ru/t/C0FSu.jpg
*ЗВЕЗДА или Stán-au-pator  (Также называемый КРОВАВАЯ РУКА) был вождём арикара. В 1832 году Звезда, его жена - Двойня и  дочь Душистая Трава, были изображены знаменитым американским художником, Джорджом Кэтлином. Его сын чье имя Сын Звезды должен был также стать вождём арикара.
    Он являлся одним из руководителей делегации арикара при подписании договора 1825 года(также известного как Договор о торговле Аткинсон O'Фоллон) с представителями Соединенных Штатов. Другими делегатами были: МАЛЕНЬКИЙ МЕДВЕДЬ, СКУНС, ГЛУПЫЙ ВОЖДЬ, ВОЖДЬ КОТОРЫЙ БОИТЬСЯ и ПЛОХОЙ МЕДВЕДЬ, а также группа воинов.
В этом договоре арикара признали превосходство Соединенных Штатов, которые в свою очередь, обещали им защиту. Арикара договорились не торговать ни с кем, кроме уполномоченных американских граждан, использовать законодательство США для возмещения ущерба американским гражданам причинённого индейцами, и наоборот.

http://sf.uploads.ru/t/6ZNb5.jpghttp://sf.uploads.ru/t/gwx1v.jpg

*СЫН ЗВЕЗДЫ, также известный как Человек Звезда, Сын Звездной Накидки, и БРОСАЮЩИЙСЯ МЕДВЕДЬ. Женат на Красном Орле, имел семью из пяти сыновей и дочь. В 1867 году второй вождь арикара после БЕЛОГО ЩИТА.
«Летом 1868 года, Сын Звезды, вождь нации арикара оставил свой народ, чтобы посетить в Небраске родственных индейцев пауни. Перед отъездом он назвал в качестве представителя и возможного преемника, своего любимого сына БЫСТРОГО БЕГУНА(Swift Runner). Быстрый Бегун был молодым человеком стремившимся следовать по стопам своего отца, который был почти иконой своего племени».
Сын Звезды, также известный как Бросающийся Медведь являлся основным вождём в период военных кампаний. Родился в 1815 и умер в 1881. В 1875 году он был выбран в качестве делегата представляющего три племени агентства Форт-Бертольд в Вашингтоне. Правительство США планировало военную экспедицию в страну Литтл Бигхорн против сиу, шайеннов и арапахо и хотело поддержки племён Форта-Бертольд.

http://se.uploads.ru/t/kRx34.jpg
*СИДЯЩИЙ МЕДВЕДЬ, Ku'nu'h-tiwit,  родился в 1839 году, на западной стороне реки Миссури напротив современного Уошбарна, Северная Дакота. Его отцом был СЫН ЗВЕЗДЫ, а мать звали Женщина Красный Орёл. В восемнадцать лет произошло его первое испытание в военной ситуации, но тогда он не принимал никакого участия в фактическом конфликте с ассинибойнами столкнувшимися с его группой.
В следующем году, во время охоты в районе села Форт Бертольд, он участвовал в стычке с окружившими их сиу, и достиг отличия, став первым, ударившим одну из лошадей противника. В том же году он женился. В целом, он участвовал в двенадцати сражениях, провел шесть военных экспедиций, две из которых проходили на вражеской территории. Другими были сражения по защите своей деревни от атак сиу.
Его первая экспедиция в качестве вождя была по реке Миссури в бизоньих лодках(bullboats). После путешествия в течение девяти ночей, скрывая себя днем, его отряд вышел к селению сиу. Пока они ждали подходящего момента чтобы атаковать, к реке за водой пришла женщина и увидела их. Они убили женщину, но в лагере  подняли тревогу, и завязался бой. Сидящему Медведю и его отряду пришлось бежать и они благополучно вернулись обратно в свою деревню.
Во второй раз Сидящий Медведь возглавил арикара(Sahnish) в комбинированном отряде хидатса и мандан, направившихся в страну сиу. Они совершили налет на лагерь сиу, и Сидящий Медведь захватил пять лошадей. Обратное путешествие заняло шесть дней. Сидящий Медведь посчитал первый удар(ку) в драке возле Форта- Бертольд, став первым из арикара, ударившим противника, хотя воин хидатса уже насчитал на нём «ку». Сидящий Медведь женился в девятнадцать лет, и также как его отец и дед, стал вождем племени.

+1

10

http://se.uploads.ru/t/CznIw.jpghttp://se.uploads.ru/t/YTyk4.gif
Женщина Бизонья Птица, дочь Маленькой Лодыжки

*mapi' – пища воинов ХИДАТСА

Женщина Бизонья Птица, из племени хидатса рассказывает: « В прежние времена каждый воин нес на левом боку сумку из мягкой кожи, висевшую на ремне через правое плечо. В этой сумке он держал иглы, сухожилия, шило, мягкую дублёную кожу для починки мокасин, ружейные пыжи и тому подобное. Пороховой рог воина висел снаружи сумки.
В нижней части этой мягкой кожаной сумки у воина обычно находился один из подсолнечных шариков(растолченные зёрна слепленные руками в шарик сцементированный маслом этих же зёрен), завернутый в кусок бизоньей кожи. Утомившись или чтобы побороть сон и усталость, воин доставал подсолнечный мячик и грыз его, чтобы подкрепить себя. Очень удивительно, какое влияние оказывал этот подсолнечный шар. Утомленный воин снова начинал чувствовать себя свежим; а если ему хотелось спать, то сон отступал.
Иногда воин держал свой подсолнечное мяч в кремнёвом кисете, который всегда висел у него на поясе- над правым бедром. В моем племени, было довольно обычным, для воина или охотника, носить один из этих подсолнечных шаров. Мы называли подсолнечный мяч- mapi', то же имя, что и для подсолнечника.
Высушенные и растертые подсолнечные зёрна, (как описано ранее), часто смешивают с кукурузными- в шарики, которые хорошо пахли, а также были приятны на вкус».

http://digital.library.upenn.edu/women/buffalo/garden..
http://se.uploads.ru/t/lJqRk.png
воины хидатса БЕШЕНЫЙ БЫК и КУРИЦА ПРЕРИЙ(Луговой Тетерев)1872?
http://se.uploads.ru/t/i9R6q.jpg
Волк-Вождь, брат Женщины Бизоньей Птицы, вождь хидатса
http://se.uploads.ru/t/xMDBr.jpg
Маленькая Лодыжка(справа)отец Женщины Бизоньей Птицы

0

11

Хао, у тебя хорошые старания! Ты можешь пожалуста ище переводить по индейцам прерий и болшых равнин? пожалуста, особенно по военном и охотничьим текстам.

0

12

Сейчас сильно занят, в свободное время стараюсь как могу, тем более самому интересно. В "контакте" страницу сделал, там чаще новости выставляю
https://vk.com/public51623536

0

13

http://sd.uploads.ru/t/QNDup.png Таскающий Волк Drags Wolf(1862-1943), сын Высоко Летящей Вороны

*БОЙ ХИДАТСА с СИУ /Drags Wolf(1862-1943), Hidatsa Chief/
«Мы были вчетвером - вожди и их сыновья. Мой отец - Высоко Летящая Ворона, я сам (тогда ещё юноша), Черная Ворона и Тощий Бык. Кто-то из охотников сказал нам, что пришедшая на север группа сиу находится на южном (правом берегу) Миссури. Мой отец собрал нас вместе, мы подняли сорок воинов гро-вантров и вышли сражаться. Среди нас был один мандан – Тощий Бык.
Мы перешли реку и поджидали их в укромном месте, чтобы сразиться. Сиу разбили свой лагерь, в котором было десять типи. Мы убили нескольких из них, разрушили типи и захватили их лошадей. Некоторым из врагов удалось от нас уйти, и как только смогли, они вернулись в родной лагерь. Ка-кое-то время мы преследовали некоторых из них до реки Харт.
Все мы тогда получили много почестей, захватили палатки и убили их главного вождя, которого звали ЧЁРНАЯ МАГИЯ(Hejute Sapa). Это был хороший бой. Все люди знают об этом».
https://vk.com/public51623536?w=wall-51623536_902
http://sd.uploads.ru/t/iLmUC.png
воины хидатса, 1872?

+1

14

http://sd.uploads.ru/t/vBigd.png

*ВЫСОКО ЛЕТЯЩАЯ ВОРОНА и группа Hushgaa /раскол и воссоединение хидатса/
Вождь хидатса Высоко Летящая Ворона (около 1832 – 1899) вырос в бедной семье - его родители погибли в 1837 от эпидемии оспы, которая опустошила регион Верхней Миссури - и был не в состоянии купить членство в престижном мужском обществе, но компенсировал это постом, пережив видения, и доказав свою храбрость на войне. Храбрость и религиозные видения позволили ему стать главным военным вождём.

Высоко Летящая Ворона и его группа в 1869 году оставили деревню "Как Рыболовный Крючок", чтобы уйти от изменений системы резерваций навязываемой его народу «белыми»: образования, управления, и потери традиционной жизни.
Другой источник утверждает, что Высоко Летящая Ворона и многие другие не согласились с решением агента и двух племенных вождей. В любом случае, Высоко Летящая Ворона увел 140 хидатса и мандан (в дальнейшем названных группой Hushgaa) на 120 миль к западу от Форта-Бертольд, расположившись около Форта-Буфорд. Видным младшим вождём этой группы был ОБРЕЗАННЫЙ ХВОСТ БЫКА, мандан / хидатса(1834 – 1901).
О первых годах вне резервации, известно не так много. В свое время Hushgaa использовали опустевший Форт-Юнион, находившийся возле Форта-Буфорд для защиты от дакота, и как зимний лагерь для охотничьих экспедиций в страну Йеллоустон. В летнее время их лагерь находился в устье реки Найф, где они выращивали сельскохозяйственные культуры, рубили лес и продавали всё это в форты и проходящим пароходам.
Для группы это было временем изобилия. Территориальная перепись 1885 года сообщала, что у Высоко Летящей Вороны была большая семья из шести мальчиков и шести девочек. Одним из его сыновей был ТАСКАЮЩИЙ ВОЛК (1862–1943), ставший впоследствии вождём племени.
Высоко Летящая Ворона был категоричен в своем стремлении сохранить культуру хидатса - известно, что он мог говорить по-английски, но не хотел его использовать. Он также был непреклонен в своем неодобрении «белого образования» детей племени, опасаясь потерять свою культуру. Он повседневно использовал традиционную одежду, за редким исключением, когда носил офицерский мундир и ковбойскую шляпу.

В 1889 году агент Томас Х.Б.Джонс встретился с Высоко Летящей Вороной, чтобы убедить его вернуться в Форт Бертольд. Решение было принято, и в апреле 1894 года Высоко Летящая Ворона со своей группой Hushgaa вернулся в резервацию в сопровождении военного конвоя.
После 25 лет нежелания принимать жизнь в резервации, и всеми его последствиями, группа Высоко Летящей Вороны расположилась на отдельных наделах в округе Шелл Крик. Вскоре после этого он отказался от своего статуса вождя в пользу ДЛИННОГО МЕДВЕДЯ.

В 1898 году Высоко Летящая Ворона возглавил группу своих людей на параде в Виллистоне(Северная Дакота) в честь солдат отъезжающих на испано-американскую войну. Он продемонстрировал старинный военный танец, и последний раз танцевал на публике.
Высоко Летящая Ворона умер в своём доме на Шелл-Крик от пневмонии в 1899 году. Обрезанный Хвост Быка вернулся вместе со своей группой в 1894 и умер в возрасте 67 лет в 1901 году. Длинный Медведь оставался в должности вождя до 1912 года, когда умер в возрасте 78 лет.
-------Ещё об этой общине:
**БОЙ ХИДАТСА с СИУ https://vk.com/public51623536?w=wall-51623536_902
**ВОЛОЧЕНИЕ ЧЕРЕПОВ https://vk.com/public51623536?w=wall-51623536_462
-------источник
http://lib.fortbertholdcc.edu/FortBerthold/TATBIO.htm
http://www.welchdakotapapers.com/category/indian-hist..
http://sd.uploads.ru/t/6czfr.jpg

0

15

http://sa.uploads.ru/t/sowY5.jpg БЕЛЫЙ ЩИТ, вождь арикара

*«ЛУЧШЕ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ДУРАКОМ, ЧЕМ ВОРОВАТЫМ НЕГОДЯЕМ»
*Вождь БЕЛЫЙ ЩИТ (Nah T Asuútaáka’)Родился в 1798 году, умер в 1878 г.
Он стал вождём арикара в 1866 году. Его имя помнят, во многих историях, и исторических записях. Родился в 1798 г. когда саниш (Sahnish-арикара) жили на Большой Реке(Гранд-Ривер), в селении - там, где сейчас Южная Дакота, он помнил Льюиса и Кларка, когда они остановились в деревне саниш осенью 1804 года, ему было шесть лет.
Когда он вырос и проявил мужественность, то женился на Ka-wit. У них было трое детей. Две дочери, Женщина Дым Табака и Женщина Желтый Телёнок, которая умерла ребенком. У него также был сын Комета, который тоже умер в детстве.
В молодости Белый Щит снова столкнулся с армией Соединенных Штатов и капитаном Уильямом Кларком в 1824 г. Кларк написал президенту Соединенных Штатов, прося разрешение –«уничтожить арикара с помощью дакотов, если они не подпишут договор 1825 года». Но аикара подписали это соглашение, и катастрофа была предотвращена. http://vk.com/topic-51623536_29096830

После подписания договора 1851, Белый Щит разделил управление с вождем ЖЕЛЕЗНЫМ МЕДВЕДЕМ. Он был выбран за свою мудрость, красноречие, храбрость, честность и сильное желание помочь своему народу. Люди саниш были довольны новым вождём. Они знали его как свирепого воина и сильным сердцем лидера, когда он выходил на тропу войны, чтобы бороться за интересы саниш. После смерти Железного Медведя, в 1867 году Белый Щит стал главным вождём людей арикара.

Он не захотел позировать для картины Региса де Тробриана, которому пришлось пойти на хитрость. По описаниям: не красавец, у него были длинные черные волосы, большой рот и тонкие губы, глаза небольшие, но острые, нос с сильной горбинкой. Его большие тонкие губы практически не было видно, а большой выступающий подбородок выпирал впереди носа. Он среднего роста, худощавый и нервный с морщинистым лицом, его тело окрашено синими, белыми и красными полосами, которые закручиваются на груди и дальше идут по всей длине его рук. Вождь был завернут в одеяло, которое прикрывало его левое плечо. Казалось, он с презрением относится к украшениям, не прибавлявшим ничего к его достоинствам, и не носил ожерелья, браслеты, перья в волосах и тому подобное. Он был тем, что он есть и ему этого было достаточно. http://vk.cc/35WJAB

БЕЛЫЙ ЩИТ появляется в ранних записях наряду со ЗВЕЗДОЙ или Старой Звездой, как второй вождь. https://vk.com/public51623536?w=wall-51623536_549
В резервации Форт-Бертольд арикара стали жертвой невероятной коррупции торговцев и чиновников, после получения ренты, предназначенной для ри, они удерживали распространение товаров, пока сами не осмотрят коробки, забирали хорошие товары для продажи через свои торговые фактории, заменяли испорченной мукой со своих торговых складов доставленную для выдачи свежую, и так четырежды.
Когда Белый Щит отказался подписать ежегодные выплаты, агент Мелон Уилкинсон пришёл в бешенство и объявил о его смещении со своей должности вождя. Он сообщил Белому Щиту, - «Ты слишком стар. Возраст испортил твой мозг, и ты говоришь и действуешь, как старый дурак».
Белый Щит ответил: Да, я стар, это правда, но не так стар, чтобы не видеть вещи, как они есть. И даже если, как вы говорите, я только старый дурак, я предпочел бы сто раз быть честным дураком, чем вороватым негодяем, как ты».
Он был удален из списка руководителей и ему отказали в ежегодной выплате вождям в $200.00. и заменили его как вождя, новым человеком.

0

16

*МНЕНИЕ ВОЖДЕЙ из ФОРТА-БЕРТОЛЬД (хидатса, мандан, арикара) - 1870
"...На верхней Миссури, недалеко от северо-восточного угла Территории Монтана, проживают три племени, известные, как арикара, гро-вантры(хидатса) и манданы, насчитывающие около 2500 человек. Они живут вместе в дружеских отношениях, как будто, принадлежат к одному народу… http://vk.cc/38PjQG
… На протяжении многих лет жители деревни «Как Рыболовный Крючок» подвергались преследованиям со стороны сиу, которые призывали их присоединиться к войне с белыми, но те не согласились. В прошедшем июне им удалось заключить на Девилс-Лейк мир с племенем вахпетон и сиссетон, а также с большей частью различных групп агентств на Гранд-Ривер и Шайенн.
29 августа (1870), троих манданов, возвращавшихся в лагерь с шестью лошадьми, загруженных мясом, атаковала большая группа сиу, и шесть лошадей были ими захвачены. Три индейца не только смогли бежать, но и нанесли ранения атакующим сиу. Считается, что последние принадлежали к группам, с которыми недавно подписали договор о мире, что вызвало против них сильное чувство ненависти. Но они(жители деревни) решили прислушаться к советам агента, и провести расследование, а не пытаться немедленно отомстить. Следующие выдержки из выступлений, сделанные сразу же после этого на совете руководителями племён, наглядно иллюстрируют их настроение, состояние и пожелания:
http://sa.uploads.ru/t/eXiMK.jpg

ВОРОНЬЯ ГРУДЬ, вождь хидатса: Мы пришли сказать вам, что большая группа молодых людей, хочет пойти по следу и догнать сиу, которые сегодня украли шесть наших лошадей. Но так как никто из наших людей не погиб, я бы предпочел подождать и сначала услышать, что это было за племя, а если мы начнем погоню, то можем встретиться с кем-то из индейцев, с которыми недавно заключили мир, и в этом случае последуют неприятности. Если это кто-то из тех, с кем заключён договор, мы просим, чтобы в соответствии с его условиями, они возместили убытки.

http://sa.uploads.ru/t/UKdkc.jpg

БЕЛЫЙ ЩИТ, вождь арикара: Нас три нации, которые находятся в согласии как единый народ. Это правда, вы (обращаясь к манданам) потеряли лошадей. Молодые люди арикара давно хотят идти на войну и убивать тех, кто сделал вас пешими, но я всегда советую не кричать, а сначала послушать советы агента, и посмотреть, что предпримет правительство, чтобы восстановить нашу потерю. Я неоднократно говорил, что чувствую себя обязанным выслушать нашего агента.
Мы смотрим на нашего «Великого Отца», как на «Великого Духа» который может в один день, если пожелает, решить эту проблему, но он не делает этого, поэтому я думаю, что это не правильно. Мы считаем, что капитан Клиффорд, наш настоящий агент, сделал для нас все, что мог. Мы слушаем его, как человек со завязанными руками. Мы вняли его советам и заключили договор с сиу, но никогда не верили, что они будут его придерживаться. До того как к нам послали агентов, мы могли сами предпринять ответные действия против сиу, но теперь, слушаем белых и сидим в своих деревнях, выслушивая их (сиу) оскорбления, а наших юношей убивают и крадут лошадей, на виду наших жилищ. Сиу никогда не будут слушать «Великого Отца» до тех пор, пока солдаты не проткнут своими штыками отверстия в их ушах. http://vk.cc/39cJPj

ВОРОНЬЯ ГРУДЬ: Уже почти двадцати зим, как я взял белых за руку и слушал офицеров, посланных «Великим Отцом»(1851- Ларами). Наш агент держит нас в своих руках, и мы послушаем, что он скажет. Похоже, «Великий Отец» пытается купить добрую волю сиу, давая им все, что они хотят, но это не на пользу, и они круглый год постоянно продолжают свои бесчинства, становясь всё хуже. Если «Великий Отец» хочет чтобы сиу подчинялись, он должен их сразу наказывать. Мы индейцы и знаем, как нужно обращаться с индейцами. Они не станут поддерживать мир, пока не будут строго наказаны. Необходимо либо держать их без положенных годовых выплат и подарков, или отрезать какой-нибудь лагерь, убить всех, а остальные потом будут слушаться.

Мы понимаем, что отправленные нам боеприпасы, нужны для защиты против сиу. Мы не торопимся воевать, но быстро действуем, когда наши друзья находятся в опасности. Но пока в такие моменты мы ездим к агенту за боеприпасами, наши друзья могут погибнуть, прежде чем мы успеем оказать помощь. Мы хотим получать больше боеприпасов, и будем наставлять наших юношей, чтобы они не тратили их зря, и не использовали на охоте. Боеприпасы наша жизнь. К счастью, сейчас сиу отдыхают, не зная, что наши юноши истратили последние патроны. Всякий раз, когда мы выходим на охоту, то ожидаем увидеть врага. Всё было тихо в течение длительного времени, так как заключён договор, но в это время года, мы всегда со всех сторон зажаты и подвергаемся преследованиям наших врагов. Нам приходится голодать в лагере, если наши молодые люди не рискнут жизнью выйти на охоту за мясом».

0

17

http://s2.uploads.ru/t/hImF3.jpg

* ХИДАТСА - «ЛЮДИ ИВЫ» /"оседлые кроу"/
Американский художник Джордж Кэтлин посетивший верховья Миссури в 1832 году описывал хидатса следующим образом: Minatarees (люди ивы) являются небольшим племенем примерно в I500 душ, проживающим в трех деревнях из покрытых землю домов, на берегу реки Найф(Нож); так называется небольшая извилистая речка, текущая через красивые и обширные прерии, объединяя свои воды с Миссури.

Минетаре(Minatarees), это смелые, дерзкие и воинственные люди, отличные в этом отношении от своих соседей манданов. Они постоянно ведут войны на территории врага, тем самым подвергая свою жизнь опасности и уменьшаясь численно. Число их воинов сократилось до такой степени, что я нахожу двух или трех женщин на одного мужчину. Они смелые и бесстрашные в погоне за тем к чему стремятся – будь это буйволы(бизоны), или военные подвиги, тем самым вызывая удивление и восхищение всех, кто их видел. Кроме вождей и воинов, которыми гордится это небольшое племя, у них есть много красивых и чувственных женщин, которые постоянно собираются в толпы, и завораживающе улыбаясь, глядят на чужаков.

Имя, под которым этих людей, как правило, называют - «большие животы»(Grosventres) дано им французскими торговцами, и вероятно имеет некоторую уместность. Манданы среди которых жили торговцы, это невысокая раса индейцев, в целом на уровне или ниже среднего человеческого роста, в то время как минетаре, как правило, высокие и грузные.
Это небольшое сообщество, несомненно, является частью племени кроу, живущего у подножия Скалистых гор, которые когда-то давно отделились, либо из-за войны или в поисках добычи. Хидатса пользовались гостеприимством манданов, у которых они когда-то искали защиты, и под чьим крылом своеобразной конфедерацией сейчас живут последние, вступая в браки, и совместно обороняя свою страну.

В языке и внешности, а также во многих своих обычаях, они типичные кроу, и все же так долго жили под влиянием манданов, что во многих отношениях стали очень похожи на них, и сейчас являются их покровителями и защитниками. В расплывчатых и разнообразных преданиях, имеются некоторые разрозненные сообщения, каким образом они пришли сюда, но без учета времени событий. Они говорят, что пришли бедными - без вигвамов или домов и почти все из них были женщины, а воины убиты в пути. Манданы не приняли их в свои деревни, и не позволили приблизиться, ближе чем, то место, где они живут в настоящее время, но помогли построить свои собственные деревни. Их дома устроены точно так же, как у манданов.

Несмотря на долгое знакомство с манданами, и полное принятие большинства их обычаев, почти необъясним тот факт, что в племени едва ли найдутся люди, которые могут произнести с полдюжины слов на языке мандан, хотя с другой стороны, большинство манданов в состоянии разговаривать на языке минетаре, приводя нас к выводу, что минетаре либо очень инертные, либо глупые люди, или же язык мандан, отличавшийся от любого другого наречия этой страны, является чрезвычайно трудным для изучения.
Основная деревня Minatarees которая построена на берегу реки Нож, содержит сорок или пятьдесят покрытых землю "вигвамов", от сорока до пятидесяти футов в диаметре, она возвышается, с видом на две других, которые находятся ниже и почти теряются среди многочисленных полей кукурузы и другой обильной растительности, которая покрывает землю во время своего буйного роста.
-----------------------------------------------
http://s7.uploads.ru/t/BNwn6.jpg

0

18

У Максимильяна есть запись – минетари – пришедшие из-за воды. Так манданы называли кроу и хидатса. Мини, миниа – вода – на многих сиуанских наречиях. Откуда взялась ива? Вероятно, это название одной из деревень, а не самоназвание племени.

0

19

B исторических отчётах начала 18 века выделяются три тесно связанные деревенские группы, к которым применяется термин хидатса. Эти группы определяют как хидатса «ИСТИННЫЕ» - крупнейшая из трех, и меньшие группы Awatixa и Awaxawi. Три деревенские общины хидатса говорили на различных диалектах. Крупнейшей из трех были хидатса Истинные (Hiratsa), чьё собственное название для себя означает «ива».

0

20

http://s7.uploads.ru/t/snQ48.jpg

*«ХВАТИТ КУКУРУЗЫ!» - 1854 вверх по Миссури*
/раздача договорных выплат: арикара, мандан, хидатса, ассинибойны/
   …На следующий день лодка прибыла в Форт-Кларк, селение арикара. Все они собрались на берегу, приветствуя прибытие лодки. Я распространил среди них часть подарков, получив которые, они были вне себя от радости, выражая своё полное удовлетворение, и благодарность Великому Отцу за его щедрость. 
    Следующим утром я выдал подарки манданам, которые занимают небольшую деревню примерно в четырех милях выше Форта-Кларк. Этот народ всегда отличался своим хорошим расположением к белым, и желает жить в мире с окрестными племенами; но теперь они слишком сильно уменьшились численно, чтобы успешно сражаться со своими врагами. Я нашел их в очень бедном состоянии, а распределение товаров в такой обездоленной стране, доставило мне столько же удовольствия, как и им самим.

    Далее, мы приехали в деревню гро-вантров(хидатса), Форт Бертольд 29 июня. Они давно с тревогой ждали прибытие своих ежегодных подарков, и радостно благодарили самыми искренними проявлениями.
Гро-вантры, как и арикара с манданами, выразили пожелание, чтобы им больше не привозили так много кукурузы - по разумной причине - они сами выращивают её для собственных нужд столько, что даже имеют излишки, чтобы продавать торговцам и другим племенам…
--------------------------------------------------
«Я думаю растить кукурузу по старому – лучше, чем так как нас учат белые. Год назад наш агент был на сельхоз выставке, и мы индейцы посмотрели у кого кукуруза лучше. Та, что я послала туда, взяла первый приз. Я ухаживала за ней точно как в старину – мотыгой…Летом, я часто встаю вечером и иду на кукурузное поле, и глажу кукурузу, пою ей, как бывало в молодости. Сейчас никто уже не поёт «кукурузных песен»…». /Женщина Бизонья Птица, хидатса/
---------------------------------------------------
  … В третьей декаде июля(1854), лодка прибыла в Форт-Уильям, устье реки Йеллоустон, и днём выгрузилась. Не найдя ожидаемых индейцев, я сразу же разослал гонцов по разным лагерям, чтобы пригласить к распределению товаров; и через несколько дней пришла группа Gene des rosches, примерно из восьмидесяти палаток, в компании с тридцатью типи индейцев кри. Присутствующим было выдано положенное на каждое типи количество товаров. После многих выступлений и других проявлений дружеских чувств по отношению к своему Великому Отцу, назначенные мне в помощь солдаты этой общины, к полному всеобщему удовольствию распределили товары среди своих соплеменников.

0

21

http://s4.uploads.ru/t/c2xpR.jpg
Форт-Кларк и деревня манданов до 1838, с 1838 по 1861 занята арикара

*ДЕРЕВНЯ племени АРИКАРА (Форт-Кларк 1838-1861)
«Прибыли в Форт-Кларк (11 октября 1853), или скорее в деревню арикара. Она расположена на вершине очень высокого обрыва на берегу реки .... Ри(арикара) не являются друзьями белых, и удерживаются от открытых военных действий только из страха. Они представляют собой большое племя, а на занятых ими плодородных лугах, выращивают большое количество кукурузы и тыквы, которые обменивают у кроу и дакотов на сушеное мясо буйвола и выделанные шкуры. В этом году они экспортировали пять тысяч бушелей отличного кукурузы…» (Сакстон, (1), стр. 265.) Также следует упомянуть, что их главным орудием земледелия была примитивная мотыга, сделанная из лопатки бизона, прикрепленной к деревянной ручке.

Краткое описание деревни арикара начала июня 1850 года, встречается в журнале Калбертсона. На 12-й день этого месяца, пароход, поднимавшийся по Миссури, достиг Форта-Кларк, это «небольшой форт, в длину с каждой стороны около ста футов». Чуть выше крепости находится поселение арикара. «Деревня состоит из двух сотен жилищ, расположенных как можно ближе, по словам переводчика, и построена на вершине обтекаемого крутого берега, восходящего примерно на семьдесят пять футов перпендикулярно из воды. Хижины расположены весьма неравномерно, иногда очень близко, а иногда с довольно большом расстоянии. Между ними перемежается ряд платформ сделанных из шестов, высотой как сами дома, они предназначены для удобства сушки мяса и выделанных шкур. Я заметил нескольких скво, деловито занятых выделкой кож». (Culbertson, (1), стр. 117.)

Следует напомнить, что Брэдбери в 1811 году упоминает «священный дом», расположенный в центре большого села арикара. Mэтьюс, спустя более 60-ти лет, упомянул аналогичную постройку, возведённую в деревне недалеко от Форта- Бертольд, и сказал о нем:
«Священный дом арикара больше, чем у манданов, и используется для более широкого круга обрядов. Некоторые из этих представлений, состоящие из изобретательных трюков жонглирования и танцев, представления различных охот, мы склонны назвать театральными, а не религиозными. Вероятно, эти индейцы считают их как священными, так и развлекательными. Зачастую трудно сказать, насколько те или иные религиозные церемонии призваны умилостивить неведомые силы, а насколько порадовать зрителей». (Matthews, (1), стр. 10.)

Большое количество разных по размеру покрытых землёй жилищ, размещались без какого-либо порядка, зачастую близко друг к другу, а в центре находился «священный дом». Все они были окружены оградой, часто возведённой в сочетании со рвом и насыпью. Деревня в Форте Бертольд была защищена таким образом до зимы 1865 года, когда частокол вырубили и использовали в качестве топлива, больше его не восстанавливали.
http://sa.uploads.ru/t/sMtr5.jpg
Форт-Бертольд, совместное поселение хидатса мандас, с 1862 года + арикара
https://vk.com/public51623536?w=wall-51623536_3377

+1

22

http://sg.uploads.ru/t/cmp4z.jpg

*«НЕУДАЧНАЯ ОСАДА»
В конце 18 века у реки Миссури произошло примечательное сражение. Осада селения племени хидатса воинами сиу около 1790 года завершилась крупной победой её жителей. В контрнаступлении они убили более 100 отступающих сиу.
    Летом 1797 года франко-канадец, по имени Шарбонна(Charbonneau), пришел к манданам и жил с ними в этой деревне. Он купил женщину, известную как Сакакавеа(Sakakawea) которая сыграла большую роль в экспедиции Льюиса и Кларка. У нас нет достоверной информации о том, как и где Шарбонна встретил свою смерть, но известно, что он в 1834 году все еще находился среди манданов, прожив с ними на протяжении более тридцати семи лет.
    Этот авантюрный француз рассказал интересную военную историю деревни Форт-Кларк. Он говорит, что в год когда прибыл к этим людям, сиу числом 1400 воинов, усиленные отрядом из 700 арикара, которые также были в состоянии войны с деревнями манданов, устроили совместное нападение на селение Mих Тутта Ханг Куш (Mih Tutta Hang Kush). Можно представить силу их укреплений, когда мы узнаём, что осажденные выдержали длительную и целенаправленную осаду против них и под конец, несколько сотен противников были уничтожены, дикая армия тетонов и их союзников была изгнана и преследовалась на большом расстоянии. Эта битва состоялась в первой глубокой впадине к северу от настоящего Форта-Кларк.

http://s5.uploads.ru/t/W0wCO.jpg
https://vk.com/public51623536?w=wall-51623536_3802

0


Вы здесь » Форум Индейцев Белгородчины » Этимология,племена,расселение » АРИКАРА,МАНДАНЫ,ХИДАТСА(Форт-Бертольд-"Деревня Как Рыболовный Крючок")


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2016 «QuadroSystems» LLC