Форум Индейцев Белгородчины

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Сарси (Sarcees) и другие

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

САРСИ (Sarcees)
http://s2.uploads.ru/t/kAWEK.png

Сарси- родственники Sekani и Tsattine(Tsuu T'ina) – Атапаскской языковой семьи и вероятно отделились от последних.
    Тсу Тина были родом из живущего на севере народа  Дине- «Люди» (подразделение Beaver- Бобры ), которые разделились сотни лет назад. Устная традиция рассказчиков напоминает, что после разногласий между двумя вождями- братьями (возможно, из-за случайной гибели ценной собаки). Около двух сотен членов племени во главе с одним из братьев переехали на территорию Niitsitapi (Siksika/Blackfoot). Ранние исторические источники соотносят эту группу как Сарси.
    "Sa arsi" является словом Черноногих, означающее -"Не хорошие", часто воспринимается как "Упрямый", возможно как ссылка на решимость Тсу Тина не отступать, несмотря на битвы и набеги врагов. Один из белых современников так писал о них в начале XIX века: "Эти люди имеют репутацию храбрейшего племени на всех Равнинах, осмеливающегося противостоять лицом к лицу с врагом, в десять раз превосходящим их по численности, в чем я лично мог убедиться во время своего пребывания на этой территории". (Полагают, что Сатанк- вождь Кайова имел примесь крови Сарси).

    Другие названия этого народа:
Бобры Прерий (Castors des Prairies). by Petitot, (1891, p. 362).
Circee, by Franklin, (1824, vol. 1, p. 170).
Ciriés, by Gairdner in 1835 (1841. p. 257).
Isashbahatsa, означает "Плохие Плащи"- название Кроу. by Curtis (1907-9, p. 180)
Плохие Черноногие Люди (Mauvais Monde des Pieds- Noirs), by Petitot (1891).
Sussee, by Umfreville in 1790 (1859, p. 270).
Suseekoon, by Henry, Blackfoot MS. vocab., 1808: название данное Siksika.
Tco´ko, or Tsu´qos, by Chamberlain (1892, p. 8): название у Kutenai.
Tsô-Ottinè, by Petitot (1891, p. 362), в смысле" Люди Среди Бобров".
Ussinnewudj Eninnewug, by Tanner (1830, p. 316), означает- "Люди Каменной Горы": имя по Ottawa.

    Со временем Сарси были приняты в Конфедерацию Черноногих. За это время они жили в районе Большого Невольничьего Озера и Скалистых Гор.  Когда европейцы впервые встретили их, Сарси обычно находились в верхнем течении Саскачевана и Атабаски и далее до Скалистых гор.
    Их постоянно отождествляли с Черноногими, хотя Сарси относятся к другой языковой семье. Хьюз считает, что они, несколько опаздывают в оккупации прерии, которая произошла, вероятно, в конце 18 века.  Не исключено, однако, что это одна из групп, которая осталась на этом месте во время движения на юг Навахо, Aпачей, и они были в прериях уже несколько столетий.
Сарси не были многочисленными. Маккензи помещает их (1789-1793) «на истоках вод Южного и Северного Потока» (Саскачеван), состоят из примерно тридцати пяти палаток и сто двадцати человек.  Вполне вероятно, что группа была буфером между Черноногими и Атапасками на севере и северо-западе. Они действовали успешно, из-за небольшой концентрации и плохой организации других Атапасков в прилегающих районах.
Упоминания о Сарси в отчетах торговцев пушниной не часты.  Макгиливрей отмечает их несколько раз в 1794-1795 на базе Форт-Джордж.  Маккензи упоминает область, которую они занимают около 1790 года.
Союз Черноногих и Сарси продолжался до резервационного период, когда такие объединения потеряли динамический смысл.

Подразделения Сарси.
Дженнис (1938) утверждал, что племя состояло из пяти следующих общин:

1. Кровавые, Klowanga или община Большегривые (Big Plume's), смешанного Сарси и Бладов (Черноногих) происхождения.

2. Широкие Травы - Свёрнутые Палатки, или община Вороньих Детей - смесь Кри и Сарси. Отсюда их название, означающее - они пришли с севера, где высокая и густая трава.

3. Люди, Которые Держатся В Стороне или община Вождей Кроу, почти все – чистокровные Сарси.

4. Материнская, или община Старых Сарси, частично Черноногие, частично Сарси.

5. Новые Бизоньи Накидки, или община Многих Лошадей, иногда назывались также "Те, кто держатся вместе."

http://www.canadiangenealogy.net/indian … ndians.htm

http://s2.uploads.ru/t/XQO50.jpg

Отредактировано ГРИН (07.02.2013 09:41:07)

+2

2

*Исторические сведения о Сарси(Тсутинне)
http://s2.uploads.ru/t/XQqtm.jpgпожилой Сарси

Сарси кочевали севернее Саскачевана, по предположению Дженниса (1938), "возможно с конца семнадцатого столетия". Они впервые были упомянуты Мэтью Кокингом в 1772-73, а после постройки торгового форта Камберленд- Хаус(Cumberland House), стали известны торговцам.
    Макгиливрей в Форте-Джордж на реке Норт-Саскачеван отметил 12 октября 1794 года: «Небольшая группа Пиеганов прибыла в первой половине дня и торгует в доме, чтобы предотвратить ссоры между ними и другими посетителями". Девять дней спустя он сообщил еще о прибытии членов конфедерации: "Около полудня несколько  индейцев Блад и Circees (Сарси), а затем прибыла группа Aссинибойнов с небольшим количеством мяса…".
10 ноября 1794 года, он сообщил о прибытии трех вождей Сарси и четырех Пиеганов с примерно двадцатью молодыми людьми.  Весной следующего года (9 апреля 1795 ), он сообщает о прибытии  тридцати Бладов  и десяти Черноногих. Через три дня, начал прибывать устойчивый поток Черноногих и в течение трех дней уже около двухсот человек торговали в двух фортах.  Девять дней спустя (24 апреля), Макгилливрей отмечает приход большой группы, состоящей из Сарси, Кри, Пиеганов и Бладов, которые отсутствовали всю зиму. "Кри довольно жалкие этой весной, прошлой зимой они курили и пировали с Пиеганами".
    В начале девятнадцатого столетии племена региона приобрели лошадей и оружие в достаточных количествах, межплеменная война усилилась до такой степени, что некоторые племена объединялись для взаимной защиты, и сарси присоединились для этой цели с черноногим. Сарси воевали с кри, кроу, кутеней, плоскоголовыми, шошонами и ассинибойнами. Они были единственными верными союзниками черноногих на протяжении всего XIX века. Ранние путешественники иногда даже считали сарси не отдельным народом, а четвертым племенем конфедерации черноногих.

http://s2.uploads.ru/t/dt4JP.jpg

*В начале лета 1815 года группа воинов Ассинибойнов обрушилась на двадцать палаток Сарси(Sarcee) и Бладов, убив четырех мужчин и одну женщину.
1823- Биверы(Бобры) под командованием Pouce Coupe(Отрезанный Палец) напали на Форт которым командовал Джеймс Хьюз, убили его и его людей, а затем сожгли форт, провалив  торговлю. Жан Батист Лефлер и другой французский работник, вернулись с охоты и обнаружили останки.
Примерно в это же время Сиканни (Sickannies), родственники Биверов, разрушили Форт-Нельсон в 300 милях к Северо-Западу, убив Александра Генри, и всех его людей. Другой возможный сын Александра Генри (1764-1814)? Потерпев неудачу в Честерфилд Хаус, Джон Рованд был назначен главным агентом в налаженный Форт Август, который был переименован в Форт-Эдмонтон. Они торговали с Ассинибойнами, Кри, Черноногими, Сарси, Гро-Вентрами, Пиеган и Бладами.
26 февраля 1823 года, некоторые Сарси прибыли в Эдмонтон Хаус ", они сообщают нам, что 2 индейца Кри были убиты каким-то Равнинным или Невольничьим племенем, видимо Черноногими, что весьма вероятно, станет причиной войны которая будет объявлена между этими двумя народами".

    В течение всего лета 1826 года между Кри и Конфедерацией Блэкфут шли бои. А в сентябре, Черноногие одержали значительную победу.   Главный агент Рованд из Эдмонтон Хаус сообщил:
    «Битва между нашими Черноногими, их союзниками Водопадными индейцами, Бладами и Сарси с Кри в нижней стране ... на реке Южный Рукав, где десять Кри с семь Черноногих остались на поле боя, Кри бросили свои жилища на разграбление врагам, которые грабили и уносили все, что можно было найти, примерно восемьдесят кожаных пала-ток стали жертвой их ярости.»
7 апреля 1828 года миротворцы Кри прибыли в Эдмонтон и встретились с Черноногими, Бладами и Сарси под руководством ПЕРА(вождь Черноногих), и «примирительная трубка отправилась по кругу к всеобщему удовлетворению.»
В результате грамотной политики Черноногим почти удалось втянуть Кри в нападение на своего союзника Кроу, но проект был разрушен серией споров по поводу лошадей между Кри Бивер-Хиллз и Сарси,  продолжавшихся в течение всего лета и осени 1831 года.
В 1835 Кри из окрестностей Эдмонтона начали кампанию, когда их военный отряд "примерно в 300 воинов вёл бой с 22 индейцами Circies(Сарси) и убил 10 из них, Кри потеряли 3 убитыми и 10 были ранены".
*1838-ОСПА вновь разорившая степи, происходила на этот раз, от людей Американской Меховой Компании  на реке Миссури, с парохода Святого Петра. Она прошла по степи, убив треть Ассинибойнов, Черноногих, Бладов, Пиеганов и Сарси. В 1841 году Губернатор Джордж Симпсон (1787-1860) даёт оценку числа людей, проживающих в районе Саскачеван, где центром был Форт-Эдмонтон. По Сарси его оценка следующая- 350 человек.
В 1848 году Кри стали свидетелями вторжения на их территорию объединенных сил Пиеганов, истинных Черноногих, Бладов, Сарси  и даже некоторых Водопадных Индейцев(Атсина). Они пришли на восток до Карлтон Хаус, обрушились на лагерь Кри и ушли со значительной победой.

http://s3.uploads.ru/t/xjXRf.jpgКрасная Ворона, вождь Бладов(Кайна)
В 1865 году вождь Кайна КРАСНАЯ ВОРОНА провёл рейд против племени Кри. Экспедиция была организована в отместку за атаки Кри, в которых был убит вождь Сарси – БЫЧЬЯ ГОЛОВА .
Численность Сарси уменьшалась из-за эпидемий, особенно оспы 1836? , 1870 годов и скарлатины в 1856. Население в1857-1860 гг. около 1400. Примерно 70%- умерло от оспы 1870. По словам Сарси МНОГО РАН, информатора Д. Дженнеса(D.Jenness), « В конце лета этого года (1870), когда  начали созревать ягоды - мы расположились станом у Черноногих, к северу от реки Красного Оленя, там среди нас вспыхнула оспа».
    В марте 1879 отец Жан-Мари-Жозеф Лестанк(Lestanc), который  зимовал с метисами на Ред -Дир Форкс, сообщил:
«Все племена, в том числе Сиу, Черноногие, Блады, Сарси, Aссинибойны, Стони, Кри и Сольто -  сейчас образовали одну группу.. . . Все они в большой нужде. . . . [Они] считают, что договоры. . . не имеют никакого значения. . . .» 
В 1877, вместе с черноногими и ассинибойнами Альберты, Сарси подписали соглашение, уступающее их охотничьи угодья правительству Канады, в 1879 году  исчезли бизоны, а в 1880 племя явилось, чтобы быть помещенными в резервацию, где их численность неуклонно снижалась до 1920.

Население.
Муни (1928) предположил, что численность сарси была около 700 человек в конце 17 века. Маккензи (1801) оценил, что у сарси было 120 воинов в 1801. По данным Томпсона и Генри (1801) - 90 палаток, 150 воинов и приблизительно 650 человек в целом. Джон Франклин (1824) оценил, что они имели 100 палаток. Когда началась их жизнь в резервации, по утверждению Дженниса (1938), они насчитывали 400 – 450 человек, но к 1924 осталось 160. Настоящее время: 2000 человек.
http://s2.uploads.ru/t/xZgdp.jpg

+1

3

http://s2.uploads.ru/t/0Vpu7.jpgБычья Голова, вождь Сарси

*МАЛЕНЬКИЙ ВОЖДЬ, CHULA ( Stamixo'tokan, БЫЧЬЯ ГОЛОВА), воин и вождь Tsuu T'ina (Сарси); родился примерно в 1833 г., вероятно, там где сейчас центральная Альберта; в семье традиционных вождей Тсу Тина с длинной родословной , имел две жены (одна из Черноногих), и двоих детей, оба из которых умерли молодыми; умер 14 марта 1911 года в резервации Сарси, Альберта.
В детстве Бычья Голова заразился оспой во время эпидемии 1837-38. Он выжил, хотя и потерял правый глаз. Впоследствии завоевал репутацию  воина, не имеющего аналогов в народе Сарси. «Хитрый воин» принял участие в тридцати боях, убил пять противников, снял три скальпа, захватил много лошадей и военных трофеев. Знаки на его плаще в Королевском Музее Онтарио, Торонто, и другом в Музее Гленбоу, Калгари, показывают военные достижения.
Его старший брат, Чула (Маленький Вождь), был убит в 1865 году индейцами Кри. В начале 1870-х годов Бычья Голова сменил его на посту предводителя народа и взял имя брата. Он  широко известен у правительственных чиновников как Бычья Голова, хотя для своего народа всегда был Маленьким Вождём, или Чула. Методист миссионер Джон Чантлер Макдугалл встретил его к северу от современного Калгари в 1872 году. Некоторые из Сарси отнеслись к Макдугалу недружелюбно, но тот поручил своих лошадей вождю и спокойно провёл ночь в его лагере.

В 1877 г., когда индейцы южной Альберты, собрались, чтобы заключить договор с Канадским правительством, Бычья Голова, неохотно согласился и подписал Договор№7 от имени своих последователей, насчитывавших 255 человек. Его нисколько не интересовало тогда место расположения резервации и он утвердил предложение ВОРОНЬЕЙ НОГИ, вождя Черноногих, чтобы Сарси, Черноногие и Блады, жили в одной общей резервации возле Пересечения Блэкфут. Однако, когда заключение в резервацию стало реальностью в 1879 году с исчезновением в Канаде бизоньих стад, Бычья Голова отказался оставаться рядом с Черноногими и потребовал расположения вблизи Форта Калгари (Calgary).

Когда правительство устроило вождя Воронья Нога в постоянной резервации для Черноногих в южной части провинции Альберта Сарси  изначально пошли с ними и делили резервацию под Глейшеном, но там возникали проблемы. Бычья Голова, используя свои  навыки убеждения, лоббировал в Федеральном правительстве получение резервации, расположенной рядом с Фиш-Крик, к юго-западу от Калгари. Он написал письмо в Оттаву с изложением проблем, возникающих в Блэкфут Кроссинг, и пояснил, что поскольку Сарси имели собственный язык, культуру и традиции, они заслуживают того, чтобы рассматриваться в качестве суверенного государства со своей собственной землёй. После нескольких искусных дипломатических манёвров с его стороны, правительство, наконец, согласилось в 1881 году, дать народу три поселка на землях к западу от форта.

В ноябре 1880 Бычья Голова и его люди голодали, бизоны давно ушли, и племя бесцельно бродило по равнинам. Бычья Голова и его воины приблизились к Форту-Калгари и сказали четверым охранникам, что, если племя не получит еды они могут захватить склад Форта Гудзонова Залива и Бейкери(I.G. Bakery ). В ответ из Форта-Мак-Леод прибыли тридцать два солдата, чтобы подавить беспорядки и найти решение. В результате Сарси были допущены зимним лагерем к Форту-Мак-Леод, а весной 1881 Бычья Голова и его последователи двинулись во временную резервацию к юго-западу от Форта- Калгари.

В течение последующих лет, Бычья Голова считался капризным вождём, но его так называемое  упрямство, как правило, было частью энергичной защиты своего народа. В 1882 году члены его группы украли корыто, из которого сделали барабан. Северо-Западная Конная Полиция потребовала его возвращения, но Бычья Голова отказался, заявив, что племя нуждается в барабане больше, чем люди из Форта-Калгари нуждаются в корыте. Чтобы не провоцировать конфронтацию, полиция бросил это дело.
Спустя год(1883), в то время, когда многие Сарси голодали, обозлённый человек по имени ВОРОНИЙ ВОРОТНИК ворвался на склад и повредил весы. Когда полиция попыталась его задержать, Бычья Голова отказался его выдать. Управляющий Джон Генри Макилри(McIllree) затем попытался арестовать вождя. Несколько молодых воинов подошли на помощь к Бычьей Голове и направили  винтовки на офицера, тяжело- вооруженные полицейские были вынуждены отойти. Вороний Воротник, сдался на следующий день, а Бычья Голова пришёл днём позже, в сопровождении практически всего народа. Вороний Воротник был приговорен к десяти суткам тюремного заключения. Бычью Голову освободили после двух дней заточения. "Я настоятельно рекомендую, чтобы этот вождь был смещен" -заявил McIllree. –«Он очень плохой человек и наиболее пагубно влияет на свой народ" .Однако, никаких дальнейших действий не последовало.

27 июня 1883 года Тсу Тина получили свою резервацию около реки Элбоу(Elbow River) и Фиш Крик(Fish Creek), территорией площадью 108 квадратных км. в холмистых предгорьях. Хотя затребованная Тсу Тина земля изначально была не пригодна для земледелия, Бычья Голова с готовностью вдохновлял свой народ на достижение успеха. Нахождение рядом с городом Калгари- принесло пьянство, проституцию и шулерство, сильно повлиявших на аборигенов. Бычья Голова подписывал бумаги, несколько раз под воздействием алкоголя, улучшавшего его значительные размеры и силу, хотя на его воинскую натуру это как правило не влияло.
В то же время Бычья Голова призвал племя к самодостаточности. В 1884 году в индейский агент сообщил, что вождь помогает людям, создавать сады и засевать не большие участки зерновых. Он также настоятельно призвал их строить дома, на замену переносных палаток(типи). Чтобы подать пример, он первым возвёл бревенчатый дом, на территории резервации.

http://s2.uploads.ru/t/gJCDW.jpgлагерь Сарси
http://s2.uploads.ru/t/ASN5T.jpgженщины Сарси
http://s3.uploads.ru/t/Hag79.jpgпереводчик с семьёй рез. Сарси

+1

4

http://s2.uploads.ru/t/aBkrU.jpg
БЫЧЬЯ ГОЛОВА, вождь Сарси

    В 1885 году, власти опасались, что Сарси могут присоединиться к силам Луи Риеля в Северо-Западном восстании.
За три десятилетия после поселения Сарси в своей резервации, основной претензией Бычьей Головы было отсутствие еды. Возможности трудоустройства были ограничены и сельское хозяйство - не очень успешным, народу пришлось полагаться на государственные пайки. В 1885 году он рассказал властям, что лучший способ сохранить его людей в мире -  видеть, что они сыты. Во время восстания, рационы были увеличены в два раза, но снова снижены, когда оно кончилось. В 1888 агент отметил, что вождь "всегда оказывает содействие в привлечении других индейцев, к работе на их полях, и т.д. Он имеет грозную репутацию, заработанную в старые времена, но в последние времена ведёт себя тихо."
    Хотя Бычья Голова носил медаль, данную ему в 1877 году при подписании договора, и объявил свое желание сохранять мир, сначала его последователям не разрешали посещать Калгари. После того, как вождь встретился с военными властями, Сарси стали совершать регулярные поездки в город, чтобы исполнять танцы в обмен на продовольствие.
    Одной из самых серьезных и последовательных проблем Бычьей Головы, как вождя племени стала близости от города Калгари. Бутлегеры и разная шваль постоянно поощряли проституцию и незаконную продажу спиртных напитков. В ряде случаев Бычья Голова, сам был арестован и заключен в тюрьму за употребление алкоголя. Как правило, он пытался контролировать социальные условия своей сдержанность, но голод и болезни, в особенности туберкулез, при его жизни остались проблемой.

В 1895 году индейский агент Самуил Бригам Лукас отмечал, что тяжелейшие трудности вынудили некоторых Сарси сдаться. "До недавнего времени они думали, что обречены в ближайшем будущем на вымирание " - сказал он –«и не выказывали желания проявить себя, чтобы избежать того, что они считали своей неизбежной судьбой".
Когда лорд и леди Абердин [Гамильтон-Гордон; Marjoribanks] в 1895 году посетили Сарси, Бычья Голова жаловался, что его людям не доплачивают за их сено и держат в бедности, в то время как соседние племена разбогатели. В 1901 году, выступая в Калгари на приеме для герцога и герцогини Корнуоллских, он снова поднял проблемы недостаточного рациона.

    Хотя Бычья Голова оставался приверженцем родной религии, он сдержанно разрешил миссионерам придти к его людям и поощрял детей ходить в школу. Несмотря на попытки благочестивых миссионеров, направленных к Бычьей Голове чтобы убедить его принять христианство, вождь Чула твердо стоял на традиционной практике, своей культуры и веры.
Писатель Грант Макуон объясняет в портретах с равнин: "его индейская концепция Великого Духа выдержала испытание разума ... Он не видит причин для изменения."  Англиканский священник Гарри Уильям Гиббон Стокен, который трудился на территории резервации с 1888 по 1895 год, нашёл вождя требовательным, но дружелюбным. На своем первом совещании Бычья Голова нестал есть со стола Стокена, пока не понял намерений миссионера. Если вождь не согласен с его планами, то не примет пищи. Позже он опирался на миссионера в по-лучении для лагеря столь необходимого чая  и, когда Стокена переводили в другую резервацию, умолял его остаться.

В 1904 году федеральное правительство призвало Сарси отдать часть своей резервации в обмен на покупку крупного рогатого скота и сельскохозяйственной техники. В то время как некоторые из молодых индейцев согласились, Бычья Голова был совершенно против. "Мы- одна душа не продадим и не откажемся от нашей резервации" ,-сказал он. "Мы не желаем спорить об этом. Места в резервации хватает лишь для нас; белый человек хочет чтобы мы отказались от нашей земли. Договор был заключен. Мы не хотим продавать" .Когда Бычья Голова умер в 1911 году, его племя не отказалось от какой-либо части резервации, члены племени сложили большую каменную пирамиду, чтобы напоминать о необходимости сохранения своих земель. Его преемником стал Джим Большая Грива (Jim Big Plume).

*Бычья Голова был описан как «чрезвычайно высокий, больше шести футов двух дюймов старик, очень широкоплечий». Он был властной личностью: по словам старейшин, люди всегда делали то, что он сказал. Его величайший вклад был в сохранении сообщества Сарси и их резервации нетронутой, несмотря на разрушительные социальные, медицинские проблемы и давление жителей Калгари, домогавшихся их земель.
Hugh A. Dempsey

http://s2.uploads.ru/t/ZXFfQ.jpg
Setukkomuccon, Джим Большая Грива(в юности)

http://s3.uploads.ru/t/3wD70.jpgплащ Бычьей Головы

    По просьбе Эдмунда Монтегю Морриса, Бычья Голова  набросал на бизоньей накидке основные свои воинские подвиги, которая сейчас принадлежит Этнологической Кафедре Королевского Музея Онтарио, Торонто, и  позволил Моррису сделать портрет для коллекции.
 

http://www.biographi.ca/009004-119.01-e.php?id_nbr=7282

0

5

Грин! Огромное спасибо тебе !!!!

0

6

ГРИН! ЕСЛИ ПОШЛА ТЕМА ПО СЕВЕРНЫМ РАВНИНАМ! МОЖНО ПО КУТЕНАЙ, СТОУНИ?*

0

7

Блэкфут, спасибо! примерно так и предполагаю сделать

0

8

Сейчас искал информацию о сарси в интернете и наткнулся на печальную новость... 12 января скончался последний ветеран Второй Мировой Войны из народа сарси Harold Crowchild, так же известный под именем Железный Щит (18 марта 1915 - 12 января 1913). Он был так и последним живым ветераном войны и среди участников договора 7 Первых Наций (соглашение между королевой Викторией и племенами, проживавшими на территории южной Альберты). Очень жаль! :(
http://s3.uploads.ru/t/JuZkn.jpg

Отредактировано Александр (23.02.2013 23:52:27)

+2

9

Да..., дед похоже немало повидал.

0

10

и другие

http://s1.uploads.ru/t/BKbrp.jpgСкалистые горы, гора Ассинибойн
http://s1.uploads.ru/t/KYtfM.jpgОтец Де Смет и крещёные индейцы

*При выходе на равнины(1845) отец Де Смет встретил небольшую группу индейцев Стони, которых называл "Лесными Ассинибойнами". Он заявил, что они "неописуемо отвратительны, их пожирают паразиты, которых они и сами едят." Питаясь дикобразами, корнями, семенами и корой деревьев, почти без лошадей, но имеющие много собак, эти индейцы жили часто на грани голода и весьма в плачевном состоянии.  Де Смет сообщил, что они время от времени возвращаются к каннибализму.
Он ушёл- не имея большого успеха в их  христианизации- для того, чтобы продолжить поиск Черноногих, оставив в истории свои ранние наблюдения Ледников (Glacier) и некоторых из близко живущих к Леднику коренных американцев.
http://www.nps.gov/history/history/onli … chap2b.htm

http://s1.uploads.ru/t/iuGrl.jpgРоки-Маунтин-Хаус, Пол Кейн
"Мы прибыли в Роки-Маунтин-Форт  21 апреля 1848. Этот форт расположен в красивом месте на берегу реки Саскачеван, в небольшой прерии у подножия Скалистых гор. В непосредственной близости находился лагерь из жилищ Aссинибойнов ,  полностью построенных из сосновых веток. Он был создан с целью поддержания поставок товаров для торговли с Черноногими индейцами, которые приезжают сюда каждую зиму, и пустует каждое лето. "(Paul Kane, "Странствия художника", 1859:408-409)

http://s1.uploads.ru/t/l3KHQ.jpg
НАПОЛОВИНУ БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК, Wah-he-joe-tasse-e-neen второй вождь АССИНИБОЙНОВ, Пол Кейн 1848

Отредактировано ГРИН (22.05.2013 22:58:46)

0

11

КУТЕНЕЙ, ПАНД-ОРЕЙ и ЧЕРНОНОГИЕ

Исаак Стивенс встретился с Черноногими в 1855 г. и объяснил им, что их территории должны быть четко определены. После того, как завершились переговоры - страна Блэкфутов включала большую часть Северо-Центральной Монтаны и все Ледники на восточной стороне гор.  Кроме того, общая область охоты на бизонов- открытая ранее для всех племен - должна была теперь располагаться к югу от их земель, чтобы избежать каких-либо межплеменных конфликтов. Стивенс также просил Черноногих, уважать права белых поселенцев, пересекавших их земли,  позволить провести дороги, линии связи и прекратить любые набеги на западные племена.
    Услышав об этом соглашении, некоторые лидеры западных племен рассвирепели и не захотели отказать от своих исконных охотничьих угодий вдоль реки Милк к востоку от Ледника(Глейсир). В течение следующих пятнадцати лет между Черноногими и их западными врагами продолжались постоянные бои. Одним из примеров служит конфликт произошедший, когда Стивенс в 1858 году послал Алекса Маккея (Alex McKay) и Уильяма Т. Гамильтона (William T. Hamilton), переодетых  трапперами в страну Черноногих. Эти "шпионы" встретились с враждебным отношением к белым нарушителям в лагере вождя МАЛЕНЬКАЯ СОБАКА.  В результате нападения Черноногих несколько индейцев погибло, а Маккей с Гамильтоном поспешили на Запад, в сторону гор, к Ледникам(Глейсир) где встретились с группой индейцев Кутеней, разбивших лагерь возле озера  Святой Марии. Это привело индейцев в движение, и белые люди, вместе с Кутеней, сразу же начали отступление через Ред-Игл-Пасс(перевал Красный Орёл), но Черноногие преследователи поймали их, и произошла битва. Kутеней с Гамильтоном и Маккем на своей стороне, нанесли Черноногим многочисленные потери, а затем продолжили отступать к Западной стороне гор.
Такая враждебность отображает нерешенное состояние индейско-белых отношений.  В 1857 году, живущий в прерии Белый Человек –убит индейцами Панд-Орей в месте, называемом Шеди(Тень), рядом с Шелби, штат Монтана. В 1860 Панд-Орей во главе с вождём АЛЕКСАНДРОМ, охотились на бизонов вдоль реки Милк, когда их атаковал большой военный отряд Ассинибойнов и Кри. У Панд-Орей было 20 погибших, в том числе старший сын вождя, 25 - ранены, и 290 лошадей захвачены. Только своевременное прибытие Пиеганов предотвратило полное уничтожение лагеря.
В том же году белые поселенцы начали прибывать в страну Черноногих. Миссия иезуитов создана в старом Форте- Кэмпбелл на реке Марии. Первый пароход прибывает в реку Миссури, начинается коварная торговля виски.
    До 1861 Черноногие и Гро Вентры были союзниками. Осенью того же года отряд Панд-Орей украл лошадей у Гро Вентров, находившихся на Миссури ниже Форта- Бентон. Чтобы сбить своих преследователей со следа- хитрые Панд-Орей оставили несколько украденных лошадей, в непосредственной близости от лагеря Пиеганов на реке Марайас. Гро Вентры, шедшие по горячим следам- обнаружили,  часть своих лошадей возле стойбища Пиеганов. Они сделали вывод, что отряд именно этого племени совершил кражу, и напали на их лагерь. В этой акции, как говорят, был убит вождь Пиеганов, и те приняли ответные меры против Гро Вентров. После этого, несмотря на сообщения о более чем вековых мирных отношениях предшествовавших этому недоразумению, Пиеганы и Гро Вентры находились в состоянии войны. Эпизодически их война продолжалась, со значительной потерей жизней с обеих сторон, до середины 1880-х годов, несмотря на неоднократные попытки правительства договориться о мире между этими бывшими союзниками.

0

12

САРСИ   /The Native Tribes of Canada by John MacLean M.A. Ph. D. (1896)/
http://s5.uploads.ru/t/5w9gN.jpghttp://s5.uploads.ru/t/X0zDU.jpg

Традиция говорит, что в далеком прошлом молодой вождь Биверов пустил стрелу в собаку одного из своих собратьев-воинов, который пришёл в ярость и поклялся отомстить. Его друзья пришли на помощь, и… восемьдесят человек в результате ссоры пали мертвыми. Лагерь окутала велика скорбь, и установилось временное перемирие. Но шестьдесят человек, которые были друзьями вождя, убившего собаку, договорились отделиться от племени и искать дом в другой части земли. Они пошли на юг к берегам Малого Невольничьего озера и двигались до тех пор, пока они не добрались до равнин и долин Большого Саскачевана.
Прошло более века, а от ушедшей группы не поступало никаких вестей. Однажды молодой индеец Бивер, сопровождал на юг белого охотника за пушниной. Во время путешествия они разбили лагерь в одном из фортов долины Саскачеван, где заметили странных индейцев слонявшихся у палисада. Это были члены Великой Конфедерации Блэкфут. Среди них находилось несколько храбрецов, которые говорили на языке, отличном от наречия Черноногих, когда индеец Бивер их услышал, то узнал свой собственный язык. В этих людях он нашел потомков давно потерянной группы племени Бивер. В настоящее время это индейцы Сарси.
http://s4.uploads.ru/t/tCUYw.jpg

    Летом 1880 года, когда Джон Маклин достиг Форта Маклеод, он нашел индейцев Сарси, живущих лагере на реке Олдмен, наряду с некоторыми Черноногими и индейцами Блад, где они полагались на рационы поставляемые правительством-  буйволы покинули канадские степи и откочевали на юг, к равнинам и долинам рек Миссури и Йеллоустоун. Большинство Бладов и Черноногих находились в Монтане, где охотились на бизонов, и вернулись только поздней осенью того же года. Некоторые из детей Сарси посещали школу, где в Форте-Маклеод их учила жена Джона Макина(John MacLean), вместе с детьми Кайна, Черноногих и метисов. Затем было подсчитано, что Сарси насчитывается около семи сотен, хотя правительственный агент считал, что там находилось не более трех или четырех сотен.
Сэр Джон Франклин оценивал их в 1820 году в сто пятьдесят палаток, в среднем по восемь человек в каждом типи, или в общей сложности двенадцать сотен(1200). Старый торговец Рованд, в 1848 году насчитал сорок пять палаток, или триста пятьдесят человек. Сэр Джордж Симпсон упоминает в 1841 году пятьдесят типи и триста пятьдесят человек(350).

Типичные Сарси среднего роста, среди них очень мало высоких мужчин, а женщины - особенно маленькие. В старые времена бизоньих дней они славились и гордились  красивыми платьями и изящными палатками из кожи буйвола, но исчезновение бизонов привело их к нищете, типи использовались на мокасины, а многие лошади были проданы, чтобы добыть пищу и одежду. Торговцы и "старожилы" этой страны относились к ним с подозрением, считая лживыми и всегда были начеку ожидая предательства с их стороны. Как и другие равнинные племена, Сарси - хорошие охотники на бизонов, и когда продовольствие было в изобилии, они проводили свои дни и ночи в пиршествах и азартных играх.

Своей политической и общественной организацией Сарси похожи на Черноногих: имею главного вождя племени и менее значительных лидеров каждой группы. Они также проводили  ежегодный Солнечный Танец, который не может быть Атапаскского происхождения, но, должно быть получен от Черноногих. Действительно, во всех своих обычаях, по существу, Сарси- члены Конфедерации Черноногих. Они являются солнцепоклонниками, чьи религиозные идеи были изменены контактами с белыми людьми. Танцы и пение, бросание кольца и стрел - их собственные развлечения, к которым была добавлена игра в карты, чему они научились от белых людей.

В раннем детстве мальчики бегают голыми, имея иногда только накидку или кусок ткани обернуты вокруг тела. Девушки всегда одеты, хотя часто их одежда скудная. В раннем возрасте двенадцати или тринадцати лет девушки продаются в брак; иногда к старику, который может иметь уже несколько жен. Среди них практикуется полигамия, хотя и не в столь большой степени, как во времена войны, когда погибает много мужчин, а женщины вынуждены выходить замуж за членов их собственного племени. В долгие зимние вечера они собираются в своих типи, или современных бревенчатых домах, там под бой барабанов и песни танцуют, в изобилии пьют чай и присутствующим передаются хорошо наполненные трубки. Старики рассказывали о бизоньих днях, где сказитель являлся одним из главных действующих лиц. Когда старейшины живо рассказывали о сражениях, скальпах, рискованных поступках, захваченных лошадях и женщинах, о славных боевых ранах, сердца юношей взлетали от восторга, но к тому времени они уже не могли следовать по стопам своих предков, а выходя за палатку, видели дом агента, и сразу же вспоминали, что бледнолицые пребывают на их земли, и захватывают власть. Эти тяжёлые мысли очень глубоко запали в их души,- они охотно хотели бы жить жизнью охотника и вкушать прелести войны. Вступая в контакт с цивилизацией, их исконные обычаи умирают.

В 1889 году племя Сарси насчитывало триста тридцать шесть человек.
http://s4.uploads.ru/t/HCOT8.jpg

Отредактировано ГРИН (02.09.2013 08:44:30)

0

13

http://s4.uploads.ru/t/f0WvB.jpg
Wah-nis-stow - БЕЛЫЙ БУЙВОЛ- главный вождь племени Сарси, 1848, Пол Кейн

"Их язык напоминает ЧИПЕВАЙАН(Chipewyans), многие слова - точно такие же, от этого и очевидность их эмиграции с севера".

    Язык Сарси состоит из очень глубоких гортанных звуков, исходящих из горла, и  для белого человека очень трудно его понять или изучать. Маклину были известны несколько человек, которые пытались научиться этому языку, но ни один из них не сумел обрести способность говорить на нём в точности.  Между собой Сарси говорят на своем наречии, но в разговоре с окружающими используют языки Кри или Черноногих. Благодаря их отношениям с Конфедерацией Блэкфут, и близости к её членам, они используют язык Черноногих больше, чем Кри, и в совершенстве на нём говорят.
Следующие слова собранные у Сарси, дадут небольшое представление об этом языке :

http://s4.uploads.ru/t/dt8bH.jpg

Из работы Бэнкрофта "Коренные Расы" мы узнаем, что Амфревилл(Umfreville), посетивший этих людей, сравнивает их язык с кудахтаньем кур, и говорит, что соседним народам очень трудно их понимать. Ричардсон сравнивает его звучание с Готтентотским клохтаньем; и Асбистер(Isbister) называет его " жесткий и гортанный, сложный для произношения, и неприятный для слуха."
Весь их язык, кажется, состоит из щелчков и гортанных звуков, так что трудно отличить один слог от другого, а изучение языка кажется безнадёжным. Женщины и дети неизменно говорят на языке Сарси, но мужчины кроме этого используют Блэкфут и Кри.

Александр Генри сообщает: «САРСИ(Sarcees) являются отдельным народом, у них -совершенно отличный от любого другого равнинного племени язык; трудно произносимый, из-за многих гортанных звуков, которые он содержит. Их земля была ранее на северной стороне Саскачевана, но они передвинулись на южную сторону, и теперь обычно живут к югу от Бобриных Холмов (Beaver Hills), рядом с Невольниками(Черноногие), с которыми они находятся в мире.
Они получили своё имя, будучи храбрым и воинственным народом, с которым соседние племена всегда предпочитают находиться в дружеских отношениях. Их нравы и обычаи кажутся почти такими  же, что и у Кри, и одежда – та же самая.

http://s4.uploads.ru/t/jSo8T.jpgрубаха Сарси, конец 19 века

+1

14

http://s4.uploads.ru/t/sKxDw.jpgФорт-Эдмонтон 1848 Пол Кейн

ПРЕВРАТНОСТИ ТОРГОВЛИ
...   Следующей весной  1864 года - как воспоминает отец Лакомб -  Черноногие в первый раз угрожали миру Форта Эдмонтон. Большая группа из более чем семисот человек пришла  торговать, и разбила на несколько дней лагерь на холме позади Форта.  Луга шевелились от пони, собак и людей. Но однажды в один прекрасный день после окончания торговли,  лагерь трогательно снялся к большому облегчению Господ Торговцев. Типи были разобраны и связаны ремнями: отряд легко спускался в походном порядке, колонна охотников сворачивала по крутой тропинке к реке, вода в которой упала, и её можно было легко перейти вброд. Они являли собой живописную массу крепких, сильных, бронзовых мужчин и женщин с гибкими полуобнаженными телами и лицами с прожилками из киновари.  Лидеры носили в волосах орлиные перья: мужчины были по большей части обнажены, или завёрнуты в бизоньи плащи: женщины носили украшенные туники из кожи антилоп или синей ткани и богато вышитые бисером гетры. Мужчины и женщины с легкостью степняков сидели на своих не спотыкающихся полудиких лошадях, их первобытное движимое имущество, прикреплённое к волокушам, тащили за собой пони. Кавалькада пересекла Саскачеван и некоторые из них уже беспорядочно поднимались вверх по тропе лесистого берега на южной стороне, когда начались проблемы.

   Группа Сарси задержалась и стояла у Индейских Ворот около юго-восточного бастиона: их внимание было сосредоточено на продаже лошади Флатботу Маклейну. Джо Макдональд и человек по имени Смит стояли рядом, помогая Маклейну в обмене. Смит пытался заключить сделку за охапку поношенной одежды и некоторое количество алкоголя в старой бутылке болеутоляющего. Интенсивно жестикулируя, он сначала дал индейцу нюхнуть алкоголя, и стал указывать на предлагаемую за великолепную лошади бутылку и одежду. Индеец торговался: он хотел за пони больше, в те дни они стоили от пятидесяти до шестидесяти шкур.

. . . Вдруг маленькая группа воинов Кри проскользнула мимо бастиона с южной стороны и без предупреждения, их лидер МАЛЕНЬКАЯ СОСНА, опустошил свою винтовку в торгующего Сарси. Смертельно раненный индеец упал вперёд, изо рта и ноздрей хлынула кровь. Маклейн схватил его тело и протащил в юго-восточные ворота, а Кри удрали, испустив дикий вопль. Жена Сарси в немой агонии прибежала и бросилась на истекающее кровью тело, обхватив его руками: мужчины затащили её во двор, а управляющий быстро закрыл ворота.

    Отец  Лакомб делал записи в своей комнате. Пораженный криком, что каких-то Черноногих убили, он поспешил на помощь и нашёл несчастного залитого кровью Сарси  на полу Индейского Зала. Его скво сидела рядом с ним и жалобно стонала.  Воин был жив, и когда его раны обработали, он был поручен на попечение управляющего Малколма Грота и его перенесли на кровать и укрыли одеялом в комнате последнего. Жена индейца осталась с ним, присев рядом, как пострадавшее животное, тихо постанывая с душераздирающей остротой. Через пару дней воин умер. Его тело было погребено под деревьями на кладбище Форта на берегу реки, и женщина с подарками отправлена обратно к своему народу.

    Через несколько недель военный отряд Черноногих вернулся в форт. Они были встречены далеко за воротами Брайзером(Brazeau), который в своё время на Миссури пользовался среди них репутацией бесстрашного человека. Он провел вождей в Зал Индейцев, где Кристи и отец Лакомб выкурили с ними трубку мира и отправили их домой нагруженных подарками.

http://s5.uploads.ru/t/WU0gu.jpgрайон Форта-Эдмонтон

0

15

Предметы материальной культуры САРСИ

http://s4.uploads.ru/t/RB4S5.jpg

http://s4.uploads.ru/t/5DYUx.jpg

http://s5.uploads.ru/t/HmCPN.jpg

http://s5.uploads.ru/t/r23QF.jpg чехол для ружья

Отредактировано ГРИН (15.02.2016 08:51:23)

0

16

http://s2.uploads.ru/t/3UJSN.jpg

                                              «КАК ПОЯВИЛИСЬ СЕКАНИ»

Раньше не было людей секани, существовали только биверы, то есть «Бобры», или тсу-тина «живущие среди бобров». До этого боя, индейцы из «невольничьего» племени в той стране не появлялись. Трудно сказать, как давно это произошло. Мой дед был еще мальчиком, когда услышал эту историю от старого индейца бивера, который сам был мальчиком, когда всё произошло.
    Это случилось в конце весны. Люди племени находились в пяти днях пути к северу от Форта Сент-Джон. Прежде чем сойдёт снег, они собирались последний раз поохотится на лося. В лагере остались только два старика и семь замужних женщин. Все молодые люди отправились на лосиную охоту. До места охоты нужно было идти целый день. Это был небольшой холм примерно восемь или десять миль в окружности. Они установили лосиные петли вокруг этой горы. Охотники сделали изгородь с воротами, в которых находились петли - проход для лося, ведущий в западню.

    У одного из молодых охотников в основном лагере остались жена с двумя маленькими детьми. Один из них был ещё младенцем, а другой только научился ходить. Вдруг эта женщина почувствовала что-то неладное. Она пошла поговорить с двумя оставшимися стариками, в надежде, что они смогут ей что-то объяснить. Но старики ей сказали: «Ты что сумасшедшая? Откуда тебе знать лучше нас?». Тогда она пошла домой и собрала свои швейные принадлежности. Женщина дождалась вечера, и как только сгустились сумерки, пристроила старшего ребенка на спине, а другого взяла на руки. Она пошла не по той тропе, по которой ушли охотники, а по другой. Потом она свернула на тропу охотников. По этой тропе женщина на снегоступах вернулась в лагерь. Потом она пошла по другой тропе, и снова вышла на след охотников. Так она обманула врага. Затем женщина опять пошла по следам, и притаилась неподалеку от лагеря. Вдруг она услышала крики и плач. Женщина бросилась уходить по охотничьей тропе, и шла всю ночь и весь следующий день. Уже вечерело, когда она вышла к охотникам. Женщина была так взволнована, что не могла говорить. Старший обнял её и сказал: «Не волнуйся». Успокоившись, она им все рассказала. Кое-кто из молодых охотников только недавно женился. Они хотели сразу сорваться с места, но старший предостерег их от спешки. Оставив эту женщину и ее мужа позади, остальные пошли обратно в лагерь. Добравшись до стойбища, они нашли одни лишь трупы. Не хватало шестерых женщин, и чтобы узнать их судьбу, мужчины пошли по следам.
    Он шли шесть дней и вышли к Большой Прерии, но там совершенно не осталось снега, чтобы отыскать следы. Все остановились, не зная, что дальше делать. Наконец один из мужчин, молодой человек, у которого за спиной была шкура волка, представлявшая его животного помощника, сказал:
    «Я найду их, если вы оставите меня в покое, и не будете беспокоить волка, которого увидите».
    Он пошел зигзагами по широкой открытой прерии, разыскивая след. Вдруг все услышали волчий вой. И тут он нашёл след. Биверы следовали за волком, и даже несколько раз видели его. Они вышли к развилке рек Смоки и Вапити. Шёл ледоход. Биверы стали ждать, пока вода очистится. Но врага они уже обнаружили, а сами остались незамеченными. Враг был за рекой. Они спустились к реке, и нашли участок, свободный ото льда. Там биверы переправились и всю ночь слышали пение врага. Они вышли к стоянке только на рассвете. Враги танцевали на вершине высокого крутого обрыва, не обращая никакого внимания на происходящее вокруг. Кроме украденных, с ними были ещё три женщины. Биверы бросились на них, и убили всех мужчин, кроме одного. Они не стали его лишать жизни и отпустили:     
    «Возвращайся домой и скажи своему племени, чтобы в следующий раз они приходили больше воинов». Потом биверы и спасённые жены отправились домой, а другие вели пленниц из племени Невольничьих индейцев, которые в то время населяли страну к югу от Калгари.
    Биверы вернулись в Форт-Сент-Джон. У троих самых старших мужчин не было жен. Их жены были убиты врагами, во время нападения. Поэтому они взяли себе трёх Невольничьих женщин. В конце концов, эти три семьи не смогли ужиться с биверами. Они вернулись в горы к истокам реки Сиканни. Оттуда и происходят секани.

    На прямой вопрос Джона Хонигмана, информант сообщил, что упомянутые в этой истории «Невольники», пришли из страны к югу от Эдмонтона. Зимой они стремились украсть у биверов женщин. Индеец кри по имени Адольф Хадсон – информант Хонигмана, проводившего этнографические исследования в форте Нэльсон летом 1943г. -  был уверен, что это не сарси.
    Впервые Хадсон услышал эту историю от кри в I9I7 году и записал. Она напоминает версию, которую Дженнесс получил в Форте Маклеод, на территории секани. В ней рассказывается о женщине, которую охотники на лося оставили в лагере. Она обнаруживает врагов, а те с помощью угроз заставляют ее ничего не говорить о них своим, то есть, предать свой народ. Однако враги потерпели неудачу и все умерли от голода. Секани являются атапаско-говорящей группой, живущей к юго-западу от слэйв. К югу от слэйв живут биверы. Рассказы о происхождении племен часто встречаются среди атапасков северо-западной Канады.
    Заключительная фраза рассказа Хадсона имеет историческое значение, в свете гипотезы Хармона, высказанной в 1820 году, что «люди, которые сейчас известны как секани (Sicaunies) ... в недалеком прошлом, принадлежали к племени, называемому индейцами бивер, населяющему низовья реки Пис, ибо они мало чем отличаются от них в диалекте, манерах, обычаях и т.д. Некие размолвки, происшедшие между секани и остальной частью племени, к которому они ранее принадлежали, вероятно, вынудили их переходить с места на место, вверх по реке Пис, пока им, наконец, не пришлось пересечь Скалистые горы». Многие годы в Форт Нельсон приходит торговать группа секани, и по-видимому, они хорошо ладят с местными слэйв.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Адольф Хадсон – индеец кри, один из информантов Джона Хонигмана, проводившего этнографические исследования в форте Нэльсон летом 1943г.
Этноним «невольники» (Slave) в кон.XVIII-нач.XIX в.в. применялся не только по отношению к атапаскам слэйв. Ранние путешественники назвали так и племена Конфедерации черноногих. Так, например, Александр Генри (мл.) сообщает:
    «Сарси являются отдельным народом, у них совершенно отличный от любого другого равнинного племени язык, сложный для произношения из-за множества гортанных звуков. Ранее их земля находилась на северной стороне Саскачевана, но они передвинулись на южную сторону, и теперь обычно живут к югу от Бобровых Холмов, рядом с «Невольниками», с которыми поддерживают мир … Под наименованием «невольничьих индейцев» понимали пиеганов, черноногих и бладов» (THE MANUSCRIPT JOURNALS OF ALEXANDER HENRY Fur Trader of the Northwest Compatiy AND OF DAVID THOMPSON Official Geographer and Explorer of the same Company 1799-I8I4 – New York, 1897; pp. 531-532; 533)
    Этноним «невольники» белые торговцы переняли от кри. Эти индейцы с начала XVIII в. были хорошо снабжены огнестрельным оружием и совершали частые набеги на западных и северных соседей, захватывая в плен детей и женщин. Под их агрессию попали как атапаски, так и алгонкиноговорящие черноногие. Кри подчинили себе и тех и других. Впоследствии этноним закрепился за одним из атапаскских народов. Кри до сих пор и черноногих и атапасков слэйв называют одним словом – ayahciyiniw, которое переводится как «раб».
Время разделения секани и биверов окончательно не установлено. Считается, что это произошло не позднее середины XVIII в. Однако, существует версия гораздо более раннего разделения этих групп.
Источник: Honigmann J. J. - European and Other Tales from the Western Woods Cree - The Journal of American Folklore, Vol. 66, No. 262, 1953, pp. 330-331
/перевод с пояснением Г.Коротков, Н.Шишелов/
http://s7.uploads.ru/t/q0sw8.jpg
http://s7.uploads.ru/t/DYrTt.jpg

+1

17

http://s2.uploads.ru/t/mWLJq.jpg

«МЕДВЕЖЬЯ СИЛА»

Однажды три воина сарси (Tsuu T'ina) отправились в военный поход и вышли к стойбищу противника. Ночью они пробрались в центр лагеря и захватили самых ценных лошадей. Но их кто-то заметил. Вражеские воины закричали, что крадут их лошадей и начали стрелять в сарси, ранив одного из них в ногу. Налётчики стали уходить на север. Через некоторое время они остановились и проверили раненного стрелой парня. Он сказал:
«Друзья, я не хочу замедлять ваше движение. Может быть, мне просто где-нибудь укрыться в стороне, а вы парни пойдёте дальше?»
Они подумали и решили: «Мы возьмём всех лошадей. Построим тебе небольшую хижину, а через день или два вернемся, и заберём тебя».
    Воины сделали все приготовления, оставил немного еды, а раненный спрятался внутри этого маленького укрытия и оставался там, ... прошло несколько дней, он начал волноваться. Нога все еще кровоточила, и раненый слабел. Еда закончилась. Ночью он услышал, что кто-то приближается. Это был медведь. Медведь пришел прямо к его укрытию. Индеец немного испугался, а медведь заглянул внутрь и начал с ним говорить. Он сказал: «Я пришел. Мне жаль тебя и я помогу». Медведь начал лизать его рану и очистил её, а затем сказал: «Я хочу, чтобы ты сделал потельню».
    Индеец пополз, добыл побегов ивы и сделал небольшой шалаш для потения. Потом он зажег огонь, насобирал камней и покрылся потом. Он вошел в парилку вместе с медведем и тот поведал ему некоторые песни и церемонии.
«Ты будешь использовать их, чтобы помогать другим людям», сказал он. Затем медведь добавил: «Когда ты достаточно поправишься, я отведу тебя домой».
И вот, почувствовав себя достаточно хорошо, сарси взобрался на медвежью спину, и они отправились на север. Через день или два, индеец с медведем оказались рядом со стойбищем и остановились в нескольких сотнях ярдов, с видом на лагерь.
     «Это ваше стойбище и твой народ» - сказал ему медведь - «Помни те песни, которые я дал тебе, чтобы лечить и помогать людям. Ты уже достаточно здоров, и сам доковыляешь до стойбища».
   Мужчина спустился вниз, и люди узнали его. Там он столкнулся с товарищами, которые должны были вернуться за ним. Они рассказали, что когда вернулись, не смогли его отыскать.
    Медвежья магия, принесённая в племя этим духовным лидером тсу-тина, и сегодня все еще действительно мощная. Медвежьи духовные силы исцеления помогают в определённых случаях.
http://s6.uploads.ru/t/BC2UM.jpg

+1



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC